Произведение по роману и. С. Тургенева « Родители и дети»)
К сожалению, на жизненных бороздах мгновенной жатвой поколения сходят, зреют и упадут. Другие им слидомидуть.
О. С. Пушкина
Впервые роман Тургенева « Родители и дети» вышел в свет в 1862 году в журнале «Российский вестник». Никакой из произведений Тургенева не вызвал настолько отчаянных споров. Критика относительно « Родителей и детей» заняла позиции, иногда прямо противоположные друг другу. Например, критик Антонович обвинил Тургенева в том, что его «роман есть не что другое, как беспощадная и разрушительная критика молодого поколения». Писарев же видел в Базаре лучшего представителя современной молодежи, в котором собранное воедино все лучше всего. Для того, чтобы понять позицию каждого и то, о чем хотел сказать автор, обратимся к тому времени, когда роман создавался. Роман писался в период идейной борьбы дворян-либералов и разночинцев-демократов. Это были времена, когда еще существовало крепостное право, когда нарастали революционные настроения и прежде всего впадали в глаза идеи возражения и разрушение относительно старого порядка, старым авторитетам и принципам. Это возражения старых принципов и получило название «нигилизм».
Но мне кажется, в романе противопоставленные не только две эпохи, но и два поколения. Если посмотреть на самое название, еще не читая роман, мы в первую очередь видим именно два поколения - поколение родителей и поколение детей. Конфликт родителей и детей - это вечный конфликт. Его описывали в литературе и к и после Тургенева, он существует и сейчас. Каждое новое поколение хочет из присущий молодости энергией и запалом перестроить все по-другому, как ему кажется, лучше, а старое поколение хочет сохранить старый уклад. Павел Петрович Кирсанов есть в романе именно тем представителем старого поколения, которое считает, что все лучше было создано в него время. Базаров - нигилист, человек, который хочет построить новый мир, предварительно разрушивши старик. Уже в начале романа мы понимаем, что столкновение этих двух героев неизбежно. Они противопоставлены друг другу буквально во всем, и автор подчеркивает это. Утонченная, даже поэтическая, с опорой на классике, язык Павла Петровича отличается от грубоватой, близкой к народной, языки Базарова. Вспомним момент, когда герои знакомятся, их рукопожатие. Николай Петрович, подойдя к Базарова, сжал его «красную руку, что тот не сразу ему представил». А вот рука Кирсанова: «Павел Петрович вынул из кармана панталон свою хорошую руку с длинными розовыми ногтями, - руку, которая казалась красивише от снежной белизны рукавчики, застегнутой одиноким большим опалом, и представил ее племяннику». Кроме внешних у этих рук есть и более глубокие отличия: хорошая, ухоженная рука с длинными ногтями может быть только у человека, которого далекая всякая физическая работа. В самом деле, Павел Петрович ведет разрешительный образ жизни, считая его привилегией аристократов, в то время как Базаров, что приехал в гостей, то есть, казалось бы, отдыхать, привозит с собой микроскоп и другое оборудование для проведения исследований. Здесь прослеживается социальное содержание: эпоха аристократов с них бездеятельностью противопоставлена новому поколению разночинцев с них близостью к народу. Это же смысловая нагрузка несет и противопоставление одежды, вещей героев
- Базаров говорит: «Прикажите только чемоданишко мой туда взыскать так вот эту одежонку». «Одежонка» Базарова - «длинный балахон с кистями» - говорит о пренебрежении к нее своего хозяина, а может, этим самым Базаров хочет выделиться из той среды, в которую попал. Одежда Павла Петровича - это его лицо.
Тому он выглядит безупречно: «темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки». Ясно, что за небрежностью Базарова стоит его нигилизм, а за изысканностью Кирсанова - его «принципы». Однако нельзя забывать, что Базаров и Кирсанов - люди разного возраста, разных поколений, а каждое поколение имеет свою моду, соответственно свои взгляды. Все родители и дети различаются друг от друга. Внешнее расхождение - только знак отличия внутреннего. Время вносит коррективы не только в одежду, обращение, но и влияет на мировоззрение человека. И все же таки разные поколения роднит что-то общее. Базаров возражает существующее, потому что « в настоящее время полезнее всего возражения». Павел Петрович ничего не хочет менять, тем более разрушать, но с некоторыми взглядами Базарова он соглашается. Он признает, что в современном обществе не все в порядке. Базаров же считает, что мелкое обличение ничего не даст России, если прогнили ее основы. Главное для Базарова - это исправить общество, чего, в сущности, добивались и революционеры. Существующий порядок, думают Базаров и люди его поколения, надо разрушить. Здесь, наверное, мудрее оказалось старое поколение, которое подчеркивало: «Вы все возражаете, или, выражаясь верней, вы все разрушаете. Так ведь нужно и строить». Кирсанов демонстрирует свое восхищение красотой искусства, классической литературой. Какое же отношение Базарова к литературы и к искусству?
Его принципы - «не говорить красиво» и «смотреть в небо только тогда, когда хочется чихнуть». Несмотря на то что Аркадий является учеником Базарова, создается впечатления, которые ему присущий более широкие взгляды. В конце романа Базаров умирает, что согласно авторскому замыслу еще раз подтверждает ущербность его позиций. Аркадий вступает в брак и начинает вести хозяйство по-новому. На него примере можно сказать, что только такие люди способны взять то лучше, что было в родителей, и учесть их ошибки. Каждое новое поколение должное, даже обязанное, стать разумнее предыдущего. Благодаря этому жизнь не стоит на месте. В романе есть еще один представитель старшего поколения. Это Николай Петрович Кирсанов. В этом персонаже автор воплотил одновременно черты и синив, и родителей. Николай Петрович Кирсанов в 10-и главе упоминает, как он сам один раз сказал своей мамочке, которая «вы, мол, меня понять не можете; мы, мол, принадлежим к двух разных поколений». А потом и продолжил, обращаясь к Павлу Петровича: «Вот теперь настала наша очередь». По моему, эти слова как нельзя лучше отбивают суть конфликта между поколениями родителей и детей. Столкновение главных героев выявляет глубочайшие расхождения всего их мировоззрения, а оно не может быть обособленным у каждого поколения. Ведь если что-то отрицается, то что-то другое должно предлагаться вместо, и родители будут в чем-то мудрее детей до тех пор, пока дети самые на станут родителями
« Родители и дети» - конфликт двух поколений
Комментариев нет:
Отправить комментарий