суббота, 23 мая 2015 г.

Чипка - страстный искатель правды (за романом Афанасия Мирного «Разве ревут волы, как ясли полные?»)

Роман «Разве ревут волы, как ясли полные?» имел еще и другой авторский заголовок — «Пропащая сила». Хоть поставил он из цензурных соображений, но целиком выражал авторскую идею. « В ней ключ к пониманию и художественному замыслу вообще и в частности центрального персонажа произведения, которое писатель срисуетесь во всей противоречивости характера, во всей сложности его мятущейся судьбы. В ней — раздумья художника о незреализовану, «пропащую силу» человека, который родившийся была для дел, возможно, значительных и прекрасных, но так и не раскрылась в своих потенциальных качествах и возможностях», — отмечал О. Гончар


В центре романа обид Чипки — крестьянина-бунтаря, неутомимого искателя правды, который в конце концов сошел на кривую тропу и стал «пропащей силой».


Отца своего Чипка не знал, никогда не видел. Его мать — убогая крестьянка Мотря жила со своей матерью, едва перебивалась случайными заработками в багатихсусидив.


В холоде, в постоянном недоедании рос малый Чипка. Единой отрадой в него сиротстве была баба Оришка. Детское общество его не принимало: безотцовщина, бедность. Имел от ровесников только пинки и образа. Незлюбив он это общество, мрачно смотрел на ровесников и убегал от них до бабы — в мир сказки и жизненной мудрости. Всем интересовался — и птицами, и землей, и Богом. Получал наивные объяснения, которые отвечали знаниям и мировоззрению не только бабы Оришки, а и всего тогдашнего крестьянства, и воспринимал их не на веру, а критически, что свидетельствовало о глубоком естественном уме мальчика. Еще с раннего детства, часто битый судьбой, ровесниками и матерью, мальчик рос замкнутым, нелюдимым. Бабье кроткое, теплое слово вкладывало в него главу чувства справедливости и доброты. Имел он добрую память и гнев на проявления несправедливости. Его сердце «никогда на прощало никого, когда видело какую ошибку... И росло бедствие в него сердце — и выросло к горячей отплате, которая не зна ни впину, ни запрета...»


Школы, найпримитивнишой науки грамоты он не знал, как и все крестьянские дети тех времен. Да и крестьянские «классы» — гуси, свиньи — его обошли: не было их на хозяйстве. Поэтому уже в 12 лет пошел у жизнь, в батрачество, и чуть ли не сжег хозяина за то, что тот побил его за ослушание. С того времени и залегла в него сердце ненависть на судьбу, «что поделила людей на хозяина и рабочего».


Уязвимая душа и любознательный ум ускоряют вызревание в Чипци духу об-и теста и непокорности. Его хорошо, горячее сердце, разбуженное увиденным и услышанным,! долго не могло успокоиться. Рассказа деда Власа о крепостной неволе, в частности1 о несчастливой судьбе отца, трудным камнем придавили душа Чипки. Мученим, страждущим увидел Чипка своего отца. Найтеплишими словами обратился к нему. А обвинял только в одном: чом он не вырезал, не выпалил злихпанив.


И вдруг Чипци повезло: каким-то дивом перепала ему с Мотрей от далекого родственника земля. Закипевшая работа. Неутомимо работает Чипка и на своем поле, и на чужому: нанялся косарем сено косить. «Настала жатва — месячной ночи жнет». В скором времени появилась и корова, и конячина на хозяйстве


Там, на этом поле, он и встретился с девушкой, которая выдалась ему внеземным созданием — полевой русалкой. С первой точки зрения полюбился ее. Изменился мальчик, «из лица спавшая давняя тоска», стал веселишим, привитнишим.


И вдруг все померкло, все исчезло: и надежды, и ожидание. Нет земли! Сельская власть вместе с судьями отобрали у Чипки землю и отдалили за взятку другому. Это ужасная трагедия для земледельца. Это — вечное батрачество. В тяжелом горе и любовь пришла в забвение, исчез волшебный образ Гали. С жгучей ненавистью к взяточническому миру законников забрел Чипка к кабаку и там и утонул в водке. «Что теперь я? Человеческий попихач, наймит?.. Пропало... все пропало!..» — так трезво оценивает свое положение пьяный Чипка.


И пошло. Весь нехитрый его достаток поплыл в кабак. Водка выгнала и мать из дома. Со своими новыми товарищами — пьяницами и мелкими ворами днем мерзнул в нетопленом доме-пустоши, а ночью пропивал последнее. Когда уже не было чего пропивать, его компания решает обворовать господина. Чипка идет нехотя, опинаючись, но когда дошло до того что, разоблаченные сторожем, чуть ли не поймались, он нападает на сторожа, прибивает его, что и помогло ворам убежать бесследно. Он и дальше вел беспутную жизнь, хотя и делалось оно ему противным, «и зальет глаза — молчит». Но здесь взбунтовались крепостные — пошли к господину править деньги за два года службы после снесения крепостничества. Посредник со становым не смогли усмирить пищан, вызвали роту солдат. Началась расправа розгами. Вот упал дед Влас, который в какой-то мере заступил ему отца и учителя. Чипка увидел это. Закипело его сердце. Он начал кричать: «Братця! Не дадим глумиться над нами! Не дадим издеваться над дедом! Ходим, братця! Тимофею! Петр! Аким! Собирайте общину докупи! Не дадим, братця!»


Кричал, аж пока его солдаты не схватили и не отхлестали. Здесь он увидел истинную цену и давнему товарищу Григорию, и настоящим. Более всего же ада его несправедливость и поругание над ним самым и над народом. «Ой! Дорогой ценой заплатят они за нее! За те слезы, за ту кровь, которая сегодня невинно пролито... будут они довику мучиться, в суд мордоваться!» — говорит Чипка. Тут у него и вызревает план мести: «Станем лучше такими людьми, как все, — примемся за работу, днем будем работать... а ночь-матушка — и научит, и скажет, где наше лежит...»


Чипка мирится с матерью, идет к соседнему господину на заработки молотильщиком. Вместе с матерью чинил дом, обновлял свое хозяйство. И будто забыл о воровском обществе. И ночами стал пропадать. А как следствия — слухи по селу о разбоях и кражи


В тех разбойничьих странствованиях и завело его на москалив хутор, где он снова встретился со своей любовью — Галею. Они обвенчались. Вот только условие Галя поставила нелегкую — бросить разбойничество. И все же он ее на какой-либо часприйняв.


Бракосочетание принесло и богатство, и счастье в двор Чипки. С богатым Чипкою иначе начало вести себя и начальство, и простое крестьянство. К тому же он отмечался добротой — помогал в беде. Это же не чудо, которое во время первых выборов в земство община выдвинула его в виборщики, а потом в гласные, даже в члены управы попал. На выборах он держал руку за крестьянство, советовал «каждому себя стеречь, общину, а не даваться снова господам в руки». Избранный в члены управы, «чинился Чипка общине служить — собирался добро делать», а « давний забыть и нужно его загладить».


Быстро опомнились господа-земци, возвратили закон на свой бок — и вывели Чипку с управы. Его жалоба губернатору ничего не изменила. И снова: где же правда на миру?


Это уже было последней каплей, которая переполнила все и вывела Чипку на путь слепого разбоя. Он стал предводителем разбойничьей ватаги. Розъюджуе себя водкой, чтобы легче было убивать, и грабит всех подряд. Последнее ограбление — вырезал всю семью казака-крестьянина. Грабежи, убийства сводят на нет его протест, кровь утерянных жертв, смерть невиновных людей неисправимым тавром заплямовують Чипку. Из правошукача он превратился на обычного криминального преступника. Итак, найблагородниши порывы перечеркиваются преступлением. Неумение найти истинные пути борьбы против угнетателей и обидчиков, «кривая тропа» бунтарства и сделали Чипку «пропащей силой».



Чипка - страстный искатель правды (за романом Афанасия Мирного «Разве ревут волы, как ясли полные?»)

Комментариев нет:

Отправить комментарий