суббота, 17 января 2015 г.

Вечность проблем трагедии «Гамлет», или чем близкий Гамлет современному человеку?

В трагедии Шекспира «Гамлет» воспроизведенная жизнь эпохи Возрождения. Гамлет — человек в свое время, поэтому не всегда его понимает нынешний читатель. В то же время Гамлет вне времени, потому что проблемы, которые он решает,- вечные, они волновали разных людей в разные времена. Вероятно, от появления на этом миру первого человека возникло вопрос о добре и зло. Между этими двумя понятиями идет вечная борьба. Человеку же выпало на судьбу выбирать между добром и злом. Кому-то удается уравновесить их, найти «золотую середину», кто-то постоянно меняет свою позицию, потому что никак не поймет, что же в самом деле есть зло, а что — добро. Так и Гамлет, ведь и он говорил, что искоренить зло можно только взлом, и еще: «Чтобы быть добрым — должен быть злым».


Гамлет проходит путь духовного самопознания, путь роста, внутреннего возмужания. Ему непросто покинуть мир розовых детских мечтаний, в плену которых он жил, и воспринять жизнь таким, которым оно есть на самом деле. У Гамлета была любящая семья, он получал в жизни все лучше всего. И вот наступает конец сказки. Волшебный мир приятных мечтаний и сюрпризов кончился — перед Гамлетом появилась истинная жизнь в усий своей неприкрытой черноте. Он теряет родного отца, вместо трона имеет другое наследство — льстивого дяди-убийце; даже мать теперь он увидел совсем другой: способной на измену, измену памяти отца и чести семьи. Гамлету очень тяжело. Как быть? Или принять мир таким, которым он есть, или стать на бой со взлом? Или жить по общим правилам и делать вид, что все обстоит благополучно, или назвать все своими именами? Гамлет знает, как должны быть в идеале, он хочет идеала. В одном из монологов принц говорит, что человек — найдорогоцинниший сокровище, «венец природы». Кто же, как не человек, должен быть наиболее добродетельным, високопорядним, благородным?


Гамлет с болью в душе убеждается, что большинство людей — не такие уже и высокогуманные личности, поэтому в отчаянии выкрикивает:


Разве же человек тот, кто пищу и сон


Считает главным? Лишь животное


На кладбище, когда Гамлет держит череп «бедного Йорика», мы будто вместе с ним прозреваем: все мы тлении: кто был большим и кто был малым — все станем прахом:


Большой Цезарь умер — и глина вин


Дырки, возможно, затыкают им


Эта проблема снова же таки имеет два аспекта — оптимистичный и пессимистический. Гамлет в печали, поэтому во всем находит трагичность


Я считаю, что кроме праха, человек оставляет по себе память, добрые дела, оставляет потомков, которые будут помнить о ней и, может, помянут, как говорил Т. Шевченко, «незлым тихим словом».


Не только же «замазкой для стен от холодов» остались Цезарь, Александр Македонский, Вильям Шекспир. Потомки уважают их дела, дорожат их именами. Но слова Гамлета будто принуждают каждого задуматься, чем же останется он в памяти если не потомков, то хотя бы своих родных. Это философский вопрос вечный и в то же время близкое человеку, в которые времена она бы не жилая


Гамлет становится свидетелем и участником людской трагедии: ему одному приоткрывается то, чего не замечают другие,- приходит в упадок мораль, разрушается понятия чести и обязанности, теряются идеалы добра и правды. Как и ради чего жить человеку в этом мире?


Что благороднее? Повиноваться судьбы


и боль от острых стрел ее терпеть


А или, столкнувшись в рюмке с морем бедствия,


Положить конец ему?


« Быть или не быть» означает « Как жить?», « Во имя жить?». и этот вопрос принадлежит к разряду вечных. И ответ на него ищет каждый для себя. Здесь не может быть готовых рецептов, указаний, справочников. Кому-то эти вопросы решить простите, кому-то сложнее, а кому-то они и в главу не приходят. Эти вопросы близкие тем, кто умеет задумываться, кто старается не просто жить «день до вечера»...


На протяжении трагедии Гамлет будто возрастает, мужает, он познает мудрость жизни и его непростые законы. Гамлет гибнет. Но он гибнет не через свою слабость или ошибки, а через свою интеллигентность, добропорядочность. Стараясь вывести на чистую воду зло, гибнет сам и гибнут вокруг него люди. «Подгнило что-то в королевстве Датском». Возможно, это средство вылечить его — уничтожить дотла. Но это навряд или возможно — власть изменилась, а народ и те, кто более близкие к власти, остались те самые. Такие как Озрики — «насекомые» — всегда будут плести сети пидлесництва, вранью и измены. И это тоже вечно актуальная проблема


В трагедии поражает то, что доходишь выводу: человек — подлое создание. Если такие люди, которые должными быть мудришими, лучшими, не могут цивилизованно решить вопрос, то чего же ждать от необразованное, невоспитанного простонародья? Так и хочется сказать словами современной рекламы: «Если власть не может помочь человеку...».


Но я верю, что человек — «найдовершенише из творений», она в самом деле «действием подобный ангелу», и когда стараться делать только светлые дела, не допускать в сердце « черных пятен», то можно достичь многое. Стать истинным человеком: ЧЕЛОВЕКОМ! Я верю — значит так и будет!



Вечность проблем трагедии «Гамлет», или чем близкий Гамлет современному человеку?

Комментариев нет:

Отправить комментарий