вторник, 20 января 2015 г.

Тициан непревзойденный колорист эпохи Возрождения, гений живописи


В 1508 году в художественной жизни Венеции состоялось знаменательное событие: тридцатилетний художник Джорджоне завершил работу над росписью фасада Фондако дей Тедески. Это событие вызвало увлечение всего города. Интересно то, что наиболее похвал звучало в адрес фресок не главного, а бокового фасада. И которым же было удивление ценителей искусства, когда они узнали, что их автором был совсем не Джорджоне, а его юный ученик Тициано Вечеллио! Так в Венеции впервые узнали о художнике, который в будущему будет одним из найгениальниших маляров мира. Время, в которое он жил и создавал, навсегда останется в истории под условным названием “эпоха Тициана”.


Тициан был вторым из пяти детей Грегорио Вечеллио, нотариуса из Пъеве ди Кадоре, родился в 1488 году. В восемь лет его отправляют в Венецию учиться живописи. Сложилось так, что года обучения будущему мастеру слились воедино с самыми важными этапами развития венецианской культуры. Первым учителем Тициана был Себастьяно Дзуккато, который прославился непревзойденными мозаиками, созданными для самого старого храма Венеции - Церкви Сан Марк. В мастерские Дзуккато юный Тициан впервые знакомится с принципами и традициями готического искусства, которые, между прочим, не вызвали у него надлежащей заинтересованности. Спустя некоторое время Тициан вступает к мастерские


Джентиле Беллини (близко 1429-1507), но, по словам Дольче, “сухая и архаическая его манера” не отвечала художественному темперамента художникапочаткивця, и совсем скоро он сотрудничает с Джованни Беллини (близко 1433-1516), более современный стиль которого ему импонирует


Вазари считает, что именно братьям Беллини юный маляр был обязан фундаментальной подготовкой в сфере теории и практики построения композиции и особенно, перспективы. Близко 1507 года Тициан оставил старого Беллини и вступил к мастерские Джорджо да Кастельфранко (близко 1477-1570). Три года пидчас эпидемии чумы, к смерти Джорджоне, Тициан сотрудничал с этим талантливым мастером кисти и, за мыслью всех без исключения исследователей, эти три года играли главную роль в него творческой судьбе


После смерти Джорджоне Тициан получает первые личные заказы. Влияние манеры Джорджоне на стиль молодого художника был настолько ощутимым, что и сегодня, через несколько столетий, историки искусства иногда имеют сомнения относительно авторства ранних работ Тициана, считая, что они целиком могли принадлежать кисти его учителя. Все же, совершенствуя мастерство, он будет постепенно избавляться влияния Джорджоне, врештирешт, приобретет собственный, оригинального стиля


Известно, что 1511 года ( об этом свидетельствует расписка о получении художником гонорара) Тициан работал в Падуй над оформлением местной Скуоли дель Санто, вероятно, в то время, когда наиболее значимые венецианские заказы адресовались исключительно в мастерскую Джованни Беллини, Тициан рассчитал прижиться в небогатой талантами Падуй, где мог бы стать местным кумиром и наиболее популярным мастером. Все же скоро художник узнал, что Себастьяно дель Пьомбо, который возглавлял мастерскую Джорджоне после него смерти, собирается переехать в Риму и, таким образом, его место было вакантным. Тициан срочно возвращается к Венеции, поставивши перед собой цель стать главным художником города на воде - не больше и не меньше. Поэтому он старался не выезжать из Венеции, отказываясь от приглашений не только влиятельных герцогских семейств из разных уголков Италии, но и самого папы Льва X. Тициан терпеливо ждал на свою фортуну, чтобы заявить о себе… Все же возможность не возникала, и в 1513 году художник сам выступил на заседании Рады Десяти, выказав желание принять участие в оформлении Большого зала Дворца Дожей, а также попросил разрешения о присвоении ему “патента маклера при Немецком торговом доме Фондако дей Тедески”. Эта должность давала возможность получать годовой пенсион и предусматривала выполнение Тицианом определенных обязанностей - например, рисования портретов Дожей. Интересно, что сначала Рада Десяти удовлетворила просьбу художника, но через несколько дней внезапно отменила свое решение (Дольче уверенный, что это стало результатом интриг Беллини, которые, вероятно, хотели напомнить Тициану его вероломный переход к мастерские Джорджоне).


Разгневанный Тициан решает сблизиться с герцогом Альфонсо дъесте из Феррары - давним приверженцем его таланта. Именно благодаря рекомендации герцога, художника приняли в богатых семьях и при дворах многих правителей, он получил должность “ первого советника по вопросам искусства”. В феррарському замка дъесте Тициан жил вместе с двумя помощниками в лютомуберезни 1516 года, и, как свидетельствуют записи расчетных книг, в течение это времени они регулярно получали “салат, соленое мясо, оливковое масло, каштаны, свечки, - сыр и вино и много другого”, то есть находились на полном удержании


Тициан уделял много времени рисованию и еще больше - общению с выдающимися деятелями науки и искусства, которые были из окружения феррарського правителя. Вернувшись к Венеции, художник начинает создавать “Вознесение Богородицы” для венецианской церкви Санта Мария Глориозадейфрари. В 1518 году, когда эта картина будет закончена, современники Тициана будут поривнювать ее с фресками Рафаэля в Ватикане … Только после смерти Джованни Беллини, в 1516 году, Тициан получает желательный патент маклера, в 1517му он был предназначен на должность официального художника Венецианской республики


В 20-те года XVI ст. заказчиками мастера были дожи и другие высокие чиновники Венеции, а также епископы и посланцы папы. Но наиболее значительные работы, преимущественно на мифологические темы (”Вакх и Ариадна, “Праздник Венеры”, “Вакханалия”) Тициан выполняет для своего главного мецената герцога Альфонсо Феррарського, после смерти которого в 1534 году художника взял под свою опеку племянник Альфонсо Федериго Гонзага - герцог Мантуанський. Он был настолько восхищенный талантом Тициана, который в одном из писем написал: “Если я только смогу быть Вам хотя бы чем-то полезным - обращайтесь: я всегда в Вашем распоряжении”.


Художник работает из утра к ночи, но не всегда успевает выполнить заказ в определенные сроки, и заказчики часто были незадоволени по этому поводу. Пока что они могут себе это позволить, но уже через несколько лет, когда слава о Тициане распространится по всей Италии и наиболее влиятельные семьи будут соревноваться между собой за право иметь хоть один портрет зпид его кисти, - именно тогда маляр Тициан будет устанавливать сроки, определять темы и цены. Он постепенно овладевает светскими манерами, забывает свой родной диалект и изучает латынь, которой общались между собой выдающиеся деятели науки и литературы, которые приезжали в Венецию из Риму в надежде спастись от эпидемии чумы. Некоторые из них - например, архитектор Якопо Сансовино, литератор Пъетро Аретино - станут близкими приятелями Тициана


Все тот же Аретино помогает художнику в 1530 году получить выгодный заказ на портрет императора Карла V, приуроченный церемонии его коронации. Влюбленный в искусство Тициана, император Карл V 10 мая 1533 года назначает его своим придворным художником, одновременно присвоив ему титулграфа.


Финансовая награда за портрет составляла 1000 дукатов ( к тому времени сказочно большая сумма). Существует красивая и довольно популярная легенда о том, как однажды из рук Тициана упала кисть, а присутствующий при этом император наклонился, чтобы поднять его, и, возвращая художнику, будто бы объявил придворным: “Он достойный того, чтобы ему прислуживал сам король, поскольку у нас слишком много королив - и лишь один Тициан! Императорским приказом от 10 мая 1533 года Тициан становится графом, а его сыны - дворянами с правом наследования этого титула. Когда Карл V откажется от престола и пойдет в монастырь, он возьмет с собой картины Тициана


В 60-70и года художник мог позволить себе работать более для себя, чем на заказ. Вероятно, именно поэтому картины того периода настолько прекрасные, утонченные, а иногда и трагические; Тициан грустит за рано умершими родными и друзьями. Дочь Лавиния умершая во время родов, один из синив, Горацио, умер от чумы - он был талантливым художником, который подавал большие надежды


В течение 1575 года художник тяжело болел, а на самом деле - тихо угасал в собственном семейном доме, в полнейшем одиночестве, и 27 августа 1576 года умер



Тициан непревзойденный колорист эпохи Возрождения, гений живописи

Комментариев нет:

Отправить комментарий