Бодлер собирает поздние цветы романтизма… Бунтовой дух присущий не только его поэзии, Бодлера можно считать романтиком жизни. Тогдашняя Франция казалась ему скучным пустым царством буржуа. Это понятие означало для поэта не классовую, а духовную категорию. Поэт не принимает такой мир, он хочет обновить его. Именно это обусловило его активное участие в революции 1848 г. Сборник его поэзии «Цветы зла» — это духовные поиски современного человека. Мир возникает в обиде моря, с которым мы встречались в романтической поэзии Байрона, Пушкина. Изображая современную ему действительность, как «море засоренных улиць городских», поэт сердцем польется к другому моря, «моря, где сияния много». Не принимая прозаичности будничного жизни, он хочет возвратить тот утерянный рай (идеальный мир), в котором творец жил в детстве:
Мой рая зеленый, любовь детская,
Цветки и поцелуи, забавы и песни,
И скрипка, которая в сутинни тоскует и плачет…
А может рай-идеал — в далеких экзотических странах
(«Moesta et errabunda»).
В поэзии «Путешествие» действительность возникает
На сходинах жизни, на всех саблях фатальных —
Одвичного греха зрелище скучное…
Это и тиран, и народ, «влюбленный в господствующий кнут», несколько религий, «что взбираются к небам и все простертые ничком», «все наркозное зелье, «что мира нашего подробный инвентарь». И поэт делает вывод:
Этот мир, затиснутый в муторные берега, Представляет образ наш — сегодня, завтра, завше. Оазисы ужасов среди пустынь скуки. Поэзия «Путешествие» — это своеобразное духовное путешествие человечества к безодни, от которой не может спасти «горстка мудрецов», что «одбигли Судьбой гуртованих отар».
Но, «блуждая духом по мисцини суровой», поэт встречает лебедя («Лебедь»), «что уток из клетки». Он ранен, это величественный « изгнанник-страдник», который виднеется « о чистой глади ставив». Это сам поэт, который хочет идеала. В поэзии «Альбатрос» он возникает в обиде воздушного путешественника-альбатроса:
Поэт подобный тоже к властелину голубизны, Которая среди туч летит языков молния в мгле. Но, будто в тюрьме, в гурьбе невменяемой Он крыла великана волочит по земле. «Гурьба невменяемая» — это действительность, и исполинская птица-поэт может жить только «среди туч». Итак, Бодлер собирает поздние цветы романтизма, противопоставляя действительность идеала, признавая большую миссию поэта — спасти мир своим страданием и величием души
Но невозможность достичь идеала на земле вызывает у Бодлера острое разочарование, и он впадает в отчаяние. Отсюда также понимание назначения поэзии как средства возделывания цветов ( то есть Прекрасного) со зла, а также его черная меланхолия и тотальный нигилизм. Поэт не только не обращается к Богу с помощью — он демонстративно пренебрегает им и обожествляет Сатану. Вместе с тем некоторые черты стиля Бодлера противоречат романтизму: тщательно взвешенная композиция и безупречная форма поэзии. Не воспринимает поэт и романтического понимания природы как источника обновления чувств или средства защиты от цивилизации. Природа возникает у Бодлера врагом человека. Он ищет вдохновение в «другой природе» — искусственной: в произведениях искусства и человеческой работы
Противопоставление действительности и идеала в поэзии Бодлера
Комментариев нет:
Отправить комментарий