ДРОЗД ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ
(25 июля 1939 — 23 октября 2003)
Поэт родился в с. Петрушини на Черниговщине в семье земледельцев. «Детство мое было печальное»,- упоминает ранни свои года (была в нем война и рано умершая мама). Юность — это работа газетчика и много книжек. Заочно закончил Киевский подержанный университет им. Т. Г. Шевченко. Потому работал редактором в издательстве, был и главным редактором — возглавлял журнал «Киев». Как прозаик В. Дрозд заявил о себе в начале 60-х лет сборником рассказов «Люблю синие звезды» (1962). Это был двадцатилетний юноша, автор первой книжки новелл и рассказов. Второй сборник печатью не вышла — она не понравилась официальным рецензентам. «Грозный окрик» имело и рассказ «Белый конь Шептало», впервые напечатанное в 1965 г., 1967 г. появилось его продолжения — «Конь Шептало на молочарни». Ныне эти произведения переведены десятками языков мира...И они найконденсованише, в оригинальной аллегорической форме представляют залог человека не только в тогдашнем советском обществе, а и поднимают важную проблему личности в любом обществе, проблему ее внутреннего раздвоения. В немалом творческом заделе прозаика отличаются причудливая повесть «Ирий», романы «Катастрофа», «Одинокий волк» («Вурдалака»), «Спектакль», «Баллада о Сластене», «Листву земли», « Повесть-Шоу», «Музей живого писателя, или Моя дорога в рынок» печально воссоздает непростую атмосферу всего своего (и своих современников) предыдущего творческого жизни, в) Дрозд был членом союзы писателей
Будущий писатель — сын колхозника с глухого полесского села сразу после школы стал журналистом в районной газете, закончил университет, дорос к известному столичному художнику слова
Герои В. Дрозда — уроженцы затурканного и бесправного колхозного мира, виднеясь вырваться из него, вступить в мир феодальный, учитывали прежде всего на него вещевые знаки, как вехи восхождения вверх,- маслины, галифе, портфель, шапку, сапоги, машину, импортная одежда. Непосредственно принимали и «моральные законы» мира номенклатуры: учились умело врать, знали, как и о чем надо писать, чтобы быть опубликованными, и т.п. Для этого должны были отрекаться себя вчерашнего, истинного, что и порождало трагедию раздвоения души, а затем — отравление ее лицемерием, враньем, мнимыми страстями. В. Дрозд ставит в своей прозе проблему экологии души, часто заброшенной к такой границе, когда она уже не способна самоочиститься
Герои писателя самостоятельно играют как актеры, мир для них — сцена в театре — низ и верх, или плантация свекл близ родного села, и жизнь их — спектакль, где и смерть — лишь переодевания за кулисами жизненного театра. Собственное такой и есть концепция жизни в прозе В. Дрозда — бесконечный спектакль, мистерия жизни человечества, согласно религиозным представлениям: невиновность, грехопадение, работа в поту лба, барахтанье среди мелочей, путаница идей, желаний и — страшный суд и раскаяния, и искупление
По словам Владимира Григорьевича, его «всегда интересовало, что сказать, а не как сказать», «стиль, форма — производное, а главное для него в литературном произведении «не литература тура, а душа». Собственно, человеческая душа, залог души современного человека, именно трагедия деформации, раздвоение души советского украинца, чаще всего, как сам автор, интеллигента в первом поколении, болезненного расщепления ее в условиях больного общества, а также ее экология, спасение души и является основным предметом исследования, главным героем прозы В. Дрозда
Владимир Григорьевич — Лауреат премии имени А. Головка, Государственной премии Украины имени Т. Г. Шевченко, международной премии Фундации Антонович (СЕЛА).
2. Г. Жулинский о В. Дрозда, Особенности его литературной деятельности
«Перечитайте страницы веселой автобиографии под названием « Как я родился» или въязку небылиц из далекого прошлого, или фантастический рассказ «Пигмалион», или, например, притчу «Солнце», и перед вами откроется многоцветный, иронически-причудливый, парадоксально «смещенный» мир сказочных образов и реальных проблем. Чуть ли не первое в новелле «Солнце» прозаик сумел оригинально трансформировать древнюю славянскую легенду о добрых чертей, которые каждое утро, жертвуя собой, выкатывают на небосклон солнце ради торжества жизни на земле, в философскую притчу о гуманистической содержательности самопожертвования». «Он постоянно обращался к народным пересказам, легендам, притч, сказок, к славянской мифологии вообще с тем, чтобы обогащать свое творчество разными формами психологического анализа, находить новые ракурсы с художественного исследования современного человека. Его обращение к условно-символическим средствам отображения обусловлено стремления углубить и сделать разнообразным анализ социально-морального залога современника».
3. Идейнохудожественный анализ произведения В. Дрозда «Белый конь Шептало»
3.1. Выразительное чтение интересных эпизодов произведения, их пересказ
3.2. Тема: Рассказ о будничной жизни коня Шепталась
3.3. Идея: Возвеличивание гармонии, которая прослеживается во взаимоотношениях человека и свитомтварин.
3.4. Основная мысль: Человек и пррода — взаимосвязанные, потому что представляют единое целое
3.5. Жанр: Рассказ
3.6. Проблематика:
• человек в обществе;
• свобода и неволя;
• личность и толпа;
• действительность и мечта
3.7. Композиция
Экспозиция: Знакомство читателя с конем
Завязка: Степан с конем Шепталом отправился за зеленым продовольствием для свиней
Кульминация: Шептало на воле, насолодження ею. Развязка: Возвращение коня домой.
3.8. Лейтмотив произведения: красота природы принадлежит тому, кто ее понимает, ценит, воздает
3.9. Обсуждение содержания рассказа. Фронтальное опрашивание
• Чему Шептало не жаловал табун, гурт и ограды? («...Сызмала Ненавидел табун, гурт и ограды, и на пастбище предпочитал быть сам. Сперва бригадные кони смеялись над тем, дальше привыкли и самые начали Обходить Шептала»)
• 3 какой просьбам обратился паренек к дяде Степана? {«Дяде Степан! Говорил завернем, чтобы вы к приводу конячину прислали. Потому что Назавтра свиньям зелени нет»)
• Как чувствовал себя конь субботнего вечера? О чем он размышлял? (Неприятная, знакомая вялость — предсказательница всяческих неприятностей — закрадывалась у грудь. Сегодня субботний вечер, работу кончили раньше, и он наслаждался покоем и тешил себя надеждой на Завтрашний отдых. Конечно, если утром не погонят к городу. Но он надеется на Степанову доброту»)
• Из-за чего кони недолюбливали Шептала? (« С конюхом у него особые отношения. Другие кони это ощущают, поэтому й недолюбливают Шептала. Степан никогда не бьет его, разве ненароком в гурте зацепит кнутом или о постороннем глазе стегнет. Никогда не посылает на трудную Работу, если есть кого-то другого послать. Потому что он, Шептало, конь особый, конь белый, а когда попал в это бригадное скопление, то благодаря Злому случаю, химерам судьбы»)
• Над чем размышлял Степан относительно белого коня? {«Но даже Степан Своим приземленным умом тямкуе временность своей власти над Шепталом»)
• Чего не жаловал делать Шептало? {«Среди всех работ он более всего недолюбливал крутить повод и ездить к городу, хотя другие Кони считали это наилегчайшим. Цилисинький день, к тьме, ходить По кругу, топтать собственные следы — в этом было что-то унизительное. А еще Более унизительно катить заставленного корзинами и бидонами телеги серединой утренней городской улицы...»)
• Чего стыдился белый конь? {«...Это он стыдился упряжи, стыдился Положения рабочего скота, который свободно запрягать, погонять, стьобати кнутом каждому Степанови»)
• Каким образом Шептало старался оправдать Степана? {«Шептало Старательно, чтобы не выказать огорчение Степановим решением, жевал Скошенную утром траву, между: которой хоть и попадались его любимые коню-кабаки, но сейчас казались пресными. «Я на базар завтра не поеду, да И не переработался днем; едва розвидниеться, к городу почимчикують, Дать передышка надо...» — размышлял Шептало, и в лошадиных глазах Исподволь прояснивалось. Ему хотелось во что бы то ни стало оправдать Степана, Довести, что тот не имел кого послать в повод и лишь через безысходность потревожил Шептала. Так было легче — через горькую безнадежду перебрасывался мисточок. А может, конюх боится, что никто из коней, кроме него, не успеет к ночи порезать зелень и свиньи останутся завтра Голодные?»)
• Как автор характеризует Шептала? {«...На Шептала можно положиться. Такой покорный и работящий. Только вижок затронь, уже слышит, Уже понимает, подгонять не приходится. Он своего достиг, сумел прикинуться; они поверили — разве не должны гордиться своим умом и выдержкой»)
• Что вспомнил конь о своей молодости? {«Еще когда его, молодого Й гордого, впервые оседлали, гоняли по области к седьмому поту, хльоскали к кровавым рубцам на боках и привели в отряд прочь вимочаленого, Обессиленного, инстинкт белого коня подсказал ему, что рано или поздно Люди сломят его. Против ветра долго не пробежишь, и разумнее К времени прикинуться покоренным, оставшись в душе свободным, чем быть покоренным насправжки»)
• В чем Шептало выявлял свою благосклонность к людям? («Первые Года упряжного жизни он опасался лишь бы люди не разгадали, что Он только прикидывается покорным, и рвал оглобли из последних сил. К Тому же лучше тянуть, не ожидая не кнут, чем: глотать унизительную Подстежку. В том добровольном напряжении было что-то от самостоятельности, от воли. Но теперь никто не сомневался в него усердии, и он иногда позволял себе стишувати шаг, тянуться за красными кистями клевера на обочине дороги»)
• Исследуйте, как происходит процесс водопоя коней. («...Никто не Спрашивал Шептала, хочет он пить или нет, а только отворяли ограду, Хльоскати кнутом и гнали узенькими переулками, где от густой пыли было так же тесно и удушливо, как и от потных, горячих лошадиных Боков. Со временем жажда начала напоминать о себе перед общим Водопоем. Воды в корыте часто не хватало; чтобы не цедить сквозь Зубы ржавую мути, Шептало и себе вынужденный был толкаться и лезть заведомо, в тисняву, будто обычный конь»)
• Как белый конь отнесся к шутливой потасовке молодых кобылок? («Имело вас сегодня гоняли,- злостно подумал белый конь, отходя в сторону.- и как этот Степан терпит? Я привел бы порядок. Водопой — то Водопой, ничего вытанцовывать, будто в цирке»)
• Который критике подвергнул Шептало отдельных коней? (« Вообще, он никогда Не понимал ограниченности некоторых коней, огрызаться, показывать свой Характер. Будто чего-то достигнешь, кроме кнута.»)
• Чему Шептало старался в табуне отделиться? Как до этого относился Степан? («Сколько нужно было дней тихой, незаметной Борьбы, пока Степан смирился, что Шептало идет на водопой немного сбоку, немного позади, будто он совсем не бригадный, а сам по себе. Нет, он не бунтовал, не лез под кнут, а только отставал каждый день на пивголови, на полушагу и озирался на конюха, вкладывая в тот взгляд весь ум белого коня: дескать, ты же знаешь, я не подведу»)
• Что представлял Шептало после своими смерти? («А когда околеет, люди содрал-нуть шкуру и закопают под леском. Как-то он сам возил туда одного Гнедого, из-под попоны стримили красные косички ног, а следом бежали голодные псы и жадно облизывались.»)
• Чему белый конь не сердился на Степана за кнут? («... Без этого нельзя, без этого никакого порядка не было бы среди коней»)
• Которыми были упоминания Шептала о своей матери, детстве? («То было детство и пахло оно молоком и клевером. Потом они до Самого вечера паслись вдвоем на лесных лужайках и просеках и мать рассказывала о гордых белом коней — его дедов и прадедов, что Гарцевали на залитом разноцветными огнями помосте, и любоваться Их красотой каждый вечер сходились человеческие толпы»)
• Что неожиданно произошло для мальчика, Степана и самого белого коня? {«От того снисходительно пренебрежительного прикосновенья его брезгливо передернуло и подняло. Белый конь с неслыханной силой шарпнувся, вырвал конец Повода, дико свелся на задние ноги, бесновато стреляя страшными, Кровавыми глазами. Этой минуты он был истинным белым конем, видваженим и бесшабашным, как его далекие предки... Шептало легко опустился на передние ноги, взбил копытами сыпучий песок, перепрыгнул ров и помчал через гусиную область в луговую синь»)
• Чем была воля для коня? (« Вокруг Шептала рослая, ширилась вплоть До травяных, посвященных горизонте воля; воля пахла живой вольностью, крепким настоем луговых трав и молодого сена. Ему еще никогда В жизни не бигалося так легко. Втрапив на вкочену колесами лугивку, Копыта отбивали четкий ритм, и, раздраженный тем ритмом, он Нарочно ускорял бег, настигая самого себя и рассыпая по крутой шее густую белую гриву. Не было ни хомута, ни оглобель, и никто не дергал за вижки, указывая путь.»)
• Какие неприятные ощущения охватили Шептала во время его пребывания на воле? («Неприятное воспоминание засосало в груди: жара, выгоревшее Небо, шелест соломы по стерне, щем спины, скусаной оводами, косаре При обеде»)
• Чему В. Дрозд заметил в произведении, что воля для Шептала — это наилучшие минуты его жизни? («Никогда до сих пор и уже никогда после белый Конь не ощущал себя так близко и полно со стихией, течением — от травяных волн к белым громам в вышине. Вышел на сизую песчаную косую и, стрясши воду, ощутил себя таким сильным, что снова заржал, На этот раз грозно и бойовито, перекликаясь с громами»)
• Что видел Шептало в водном зеркале реки? («...Увидел... себя — непривычно белого, вплоть до щему в глазах. Удивленный, он переждал, Не двигаясь из места, чтобы не помутить воды, пока небо снова засветилось и снова увидел свою чистую, прекрасную белизну»)
• Из-за чего белому коню, когда он остался одиноким, захотелось увидеться со Степаном? («"Степан в самом деле бывает очень злой. Словно что-то находит на него, но с кем этого не случается, и еще при такой службе. Сколько нас на одни плечи! А разве эти гнедые, серые, перистые, вороные, седые понимают?" Шепталови вдруг захотело услышать Степанив голос, ласково ткнуться мордой в него замахорчени ладони, пусть даже ударит, висварить»)
• За что Шептало упрекал Степану? («Белому коню бывало по-настоящему горько, когда его пренебрегали и били, но в скором времени в Шептала просыпалась в подобном случае он упрекал себе за отсутствие Гордости, но теперь, среди пустынного темного луга эта доверчивость Была желательная и приятная»)
Ознакомление школьников с жизнью и творчеством В. Дрозда
Комментариев нет:
Отправить комментарий