В преамбуле к киноповести О. Довженко причину ее написание объясняет воспоминаниями, вызванными «длинной разлукой с землей родителей» и желанием «осознать свою природу на ранней предрассветной звезде круг самых ее первоначальных источников».
В украинской литературе можно найти, многому подобных рассказов, повестей об «босоногом детстве». А вот «Очарованная Десна» и ныне остается единым уникальным тво-ром в этом жанре
Творческая жизнь О. Довженко было чрезвычайно сложным и трагическим. Он находился под постоянной идеологической давкой. Хотя и понимал свое пидне-свободное положение, но не в силе был противостоять злую, вранью, вырваться со своей позолоченной клетки (квартира в Москве, дача в Переделкино, государственные премии) и ста-ты свободным Художником. От этого много страдал. Он неизбежно должен был прийти к своей «Очарованной Десне», которая в него творческой биографии означала что-то значительно больше, чем автобиографическая повесть о детстве
Работал над произведением в течение 14 лет, каждый раз возвращаясь к нему с подсознательного желания напиться целебной воды. Так и держался на миру с 1940 по 1956 год. В марте 1956 г. журнал «Днепр» видрукував повесть, а в следующем году, уже после смерти автора, она появилась отдельной книжкой
«Очарованная Десна» была как исповедь змуче-ного художника, как надежная моральная опора для собственного духа и своего народа, который гибнет в по-лумъй Великой Отечественной войны, и как виправ-дання перед ним, Украиной, людьми и самимсобою.
Бесспорно, это автобиографическое произведение, над-обычно лирический, субъективный. Письмен-Никнул свободно полетел за воспоминаниями о свос раннее детство. Однако при том не был об-межений цензурой, идеологическими догмами, потому что писал не для постановки фильма, писал для себя
Дал волю и настоящим своим раздумьям, чувством, становясь хотя бы на короткое время чистым дитятею природы, дитятею мира, пусть больше воображаемого, чем реального. Внутреннее авторское «Я» нашло здесь наиполнейшее выявление, а романтическое мироощущение получило найоптимальнише воплощение. За всеми жанровыми признаками произведение правильнее было бы назвать лирической повестью
Имеем двух лирических героев, два лица авторского «Я»: малый Саша как главное деловое лицо воспоминаний и зрелый мастер, который те воспоминания перепускает через свой горький жизненный опыт, свои страдания, обобщая, собирая их в ху-дожни образа
Малый Саша сам по себе олицетворяет душу художника. Автор этим образом пидсви-домо будто говорит: посмотрите, люди, вот моя душа перед вами чистая, безгрешная
Саша впервые нагришив: в огороде вырвал строку моркови, потому что так хотелось есть. Прабабушка заметила и посылает, за привычкой, на него проклятия, а тем временем « в малине лежал повержений из неб маленький ангел и плакал без слез. С безоблачного голубого неба как-то неожиданно упал он на землю и поломал свои тоненькие крылья круг моркови. Это был я». Все грешные, у каждого своя вина. До этого времени «фактически святым был на весь дом один я. И вот кончилась моя святость. Не надо было тро-гати моркови. Пусть бы себе рослая. А теперь я грешный. Что же ме-ни будет?». Ему жаль себя. Много раз приходилось уже в зри-лома возрасте переживать подобные ситуации, чувство «поверженого из неб маленького ангела», раскаиваться неизвестно в чем, неве-домо перед кем…
Саша залезает в старую лодку и мучится вопросом, который бы такой сделать « для возобновления святости». Или не подсознательно автор пропускает в текст вот этот вывод, который в дальнейшем цензоры будут вычеркивать из всех изданий «Очарованной Десны»: « Нет, один, мо, несчастливый коммунист, изгнанный из партии, не думал так о своем возобновлении, как думал когда-то я, маленький, в лодке лежа. Что же его действовать? Как жить в мире?»
Этот вопрос постоянно мучил Довженко-Художника, оно пение-звучное тем давним терзанием маленького детского сердца. Как жить в мире (где так ато несправедливости, зла)? Ответ он искал всю жизнь
А душа была открыта настежь большому гармоническому миру, который тоже шу-кав вся жизнь. Действительность грубая и жестокая, он так хотел ее изменить. Свою мечту Довженко-Художник хочет найти в далекой реальности своего детства
Малый живет в волшебном, пока что гармонично прекрасному, преисполненному неожиданностей ( как история с левом) и манящих тайн миру. Он для него – докола дома, в огороде, где множество всякой живности, в саду с яблоками, грушами, сливами, на лузе над Десной в пору косовицы, на печи со всяким семенами, в котором так уютно спать, в лодке во время наводнения, на копне ароматного сена на телеге под самыми звездами. Еще чаривнише продолжение того мира — сладкий сон в лодке в овине. Тот сон понес Сашу далеко.
Душа писателя умелая так полететь в плену неосуществленных мечтаний, далеко от земных неприятностей и несчастий. Это был ее спасение
«Свет и чисто у меня на душе, люди», — голосом малого своего двойника проговаривает взрослый Довженко. Обратим внимание, как чувствует себя Саша, когда страдает в овине за свой первый грех. Он заслоняет глаза, но ему не становится темно. Наоборот, приоткрывается невиданное видение — или сон, или фантазия. Однако в этом плетении Сашкових видений «проскакивает» одна авторская фраза, фраза оправдания: «Заплюйцуючи глаза, и по сей день я еще не имею тьмы в душе». Эти слова здесь, здава-лось бы, необязательные, они — разве что для недогадливого читателя. Ведь сами по себе соображение Саши о тьме и свете внутри себя «говорят» о тех глубинных переживаниях автора, о его постоянное подсознательное желание довести людям чистоту и святость своей души. Для Довженко это, в конце концов, закономерно: он страдал и внутренне раскаивался в том, в чем был невиновный, но был често-любним, переживал временами безосновательно…
В «Очарованной Десне» создан целый микрокосмос человеческого бытия, как ду-ховного, так и материального. Тот клочок земли возле Десны — своеобразный земной рай, который Довженко не видел больше нигде и никогда в своей взрослой жизни. Этот рай наполнен живыми, естественными реалиями. Вспомним, как пахнут там огурцы, которые их берут с собой на косовицу! И какая музыка бринить там, когда клепа-ють косую… Перелистайте те страницы, где Саша пересчитывает, что он любит, а что ни — будто много картин проходит перед глазами. И все то дольки большого мира «очарованной Десны», дольки того земного рая. С воспоминаний вызвал их к себе в гости утомленный, разочарованный художник
Сашкови, который прислушивался разговоров взрослых за кашей, так «делалось тоскливо, так жалько, что мир спогание», пока он вырастет, «не будет уже сенокоса тогда, ни рыбы» — художник не хочет видеть этот прекрасный мир испоганенным и обикра-деним. Несовершенство мира ужасно мучило Довженко. До этого добавлялось желание разбудить у украинцев национальное сознание и достоинство,
«А мы кто? Мы разве не русские?» — спрашивает Саша у отца. «А кто там нас знает, – как-то печально произносит мне отец, — простые мы люди, сынку… Хахли, те, что хлеб обрабатывают. Сказать бы, мужики мы… Да… Ой-Ой-Ой.. мужики, и квит. Когда-то казаки, говорят, были, а сейчас только звание осталось».
Однако Довженко-Романтик искренне верил, что придет весеннее наводнение и снесет вся грязь и намул из украинского народа. Такое символическое содержание передает карты-на весеннего наводнения В повести
Каждый год Десна затапливает берега, сады и дома, а Саша вместе с отцом ряту-ють на большой лодке людей. В самый раз на Пасху — светлое время Воскресения Господнего (прикметна довженкивська деталь): «Сходило солнце. Картина была необыкновенная, будто сон или сказка. Озаренный солнцем, перед нами раскрылся совсем новый мир. Ничего нельзя было узнать. Все было другое, все лучше, мощнее, веселее. Вода, тучи, плав — все плыло, все непрерывно неслось вперед, шумело, блистало на солнце». Это символическая картина. Образ воды – один из древних образов-символов очищения, обновление. Как обрадовался бы художник очищению и обновлению своей Украины! Это и в этом его вина?
Мир «Очарованной Десны» глубокий, неисчерпаемый, он также безграничный, как и человеческое познание. Сколько запрятано в нем мыслей, чувств, переживаний большого художника. В нем — духовная опора каждого украинца
Анализ «Очарованная Десна»
Комментариев нет:
Отправить комментарий