Большой немецкий писатель Йоганн Вольфганг Гете написал трагедию "Фауст", над которой работал свыше 60 лет. Образ большого искателя истины волновал его всю жизнь. В трагедии он показал поединок добра и зла как движущую силу развития, изменений, динамики бытия
В прологе автор задает вопрос: что есть Человек в этой величественной, гармонической и совершенной вселенной? Человек несчастный, вечно страдает. Ей жилось бы лучше, если бы не ее ум, - искра Божа. Герой его трагедии, скептик и насмешник Рафаэль говорит, что мир человека построен неважно: "Там беспросветная тьма и Человеку бедной так неважно". Человек мыслит, но от этого страдает еще больше, потому что понимает бестолковость многих социальных институтов, законов, обычаев, предрассудков, понимает, что у социальных бидах виновная не природа, не вселенную, а она сама Человек
В философии Гете идея диалектического единства противоположностей есть одной из главных идей. В борьбе разногласий создается гармония мира, в столкновении идей - истина. Поэт нам постоянно напоминает об этом. Два герои трагедии - Фауст и Рафаэль - наглядно нам демонстрируют эту диалектическую родственность положительного и негативного
Образ Рафаэля олицетворяет в себе дух возражения и разрушение. Но он не может уничтожить основное - жизнь. Он тоже создает через возражение. Фауст и Рафаэль постоянно спорят, но этим они лишь взаимно пополняют единую идею. Гете не всегда стоит за Фауста и против Рафаэля. Часто он мудро признает правильность мыслей и поступков
У Фауста и Рафаэля автор вложил определенные человеческие черты. Фауст - недовольный, "деятельный гений", страстный, готовый пылко любить и ненавидеть, он способен делать трагические ошибки. Натура горячая и энергичная, он очень чувствительный, его сердце легко поранить, иногда он эгоистический и всегда бескорыстный, чуткий, человечный. Фауст ищет. Ум его в постоянных сомнениях и тревогах. Страдание Фауста придирчивое, страстное стремление к истины. Фауст - это жажда постижения, вулканическая энергия познания. Фауст и Рафаэль - два антиподы. Первый голодный, второй насыщенный, первый алчный, второй сытый вволю, первый рвется "за границы", второй знает, что там нет ничего, там пустота, и Рафаэль играет с Фаустом, как с неразумным мальчиком, смотря на все его порывания как на шалости, прихоти, и весело им потакает - ведь у него, Мефистофе ля, договор из Самимбогом.
Рафаэль уравновешен, страсти и сомнения не волнуют его. Он смотрит на мир без ненависти и любви, он пренебрегает его. В него колющих репликах много печальной правды. Это не тип вора. Он издевается над гуманным Фаустом, который губит Маргариту, и в него насмешках звучит правда, горка даже для него - духа тьмы и разрушения. Это тип человека, утомленного продолжительным наблюдением за взлом и разочарованной в добром начале мира. Рафаэль не верит нет в добро, ни в зло, ни у счастья. Он видит несовершенство мира и знает, что она - вечная, что никак ее не переработать. Он смеется над человеком, который со всей своей никчемностью старается что-то исправить в мире. Для него это утеха, и он смеется. Смех этот снисходительный. Рафаэль даже жалеет человека, думая, что источник всех его страданий - то самая искра Божа, которая ведет человека к идеалу, к совершенству, недосягаемая, как понятно это ему, Рафаэлю
Рафаэль умный. Сколько иронии, издевательство над притворной ученостью, тщеславием людским в него разговоре со студентом, который спутал его с Фаустом!
Теория, мой друг, сухая,
И зеленеет жизнь древо
Прочитавши трагедию "Фауст", можно сделать вывод, что мир держится на противостоянии творческого духа (Фауст) и духу возражения и разрушения, сомнения и уныния (Рафаэль).
Поединок добра и зла в трагедии Йоганна Вольфганга Гете "Фауст"
Комментариев нет:
Отправить комментарий