пятница, 23 января 2015 г.

«Собор» Олеся Гончара – это произведение высокого художественного воодушевления


«Собор» Олеся Гончара - это произведение высокого художественного воодушевления, большого интеллектуального наполнения. Как писал Є. Сверстюк, «своим романом «Собор» Олесь Гончар вошел в самую гущу насущных вопросов современности и расшевелил, растревожил их рой».


Когда во второй половине XVIII ст. по приказу Екатерины II российское войско коварно разрушило Запорожскую Сечь, легендарное казачество задумало оставить по себе светлую памятку. И ею стал прекрасный собор в Новомосковську. Образ собора в произведении стал ярким метафорическим символом, свидетелем истории народа, образцом художественной сноровки строителей


Он «еще полный далекой музыкантом, гремит обвалом литургий, перелунюе православными мессами, писнеспивами, шепчет жаждой искуплений, он еще полный грехами, в которых здесь раскаивались, и исповедями, и слезами, и экстазом человеческих порывов, надой..». Теперь в соборе просто слог комбикорма. Стоит «облупленный собор».


Направленный в небо силуэт собора видно издали.


Герои романа, поворачиваясь к родным краям, первыми замечают это произведение казацкого зодчества: «Сумели же так поставить!» Какую-то невидимую магическую силу-ощущают в соборе и Баглай-Студент, и Вирунька, и казацкий профессор Яворни-Цький. Вот над этим реально существующим символом бессмертия народа нависшая угроза уничтожения


Отношение к собору является измерением человеческих добродетелей и духовности. Как же относятся персонажи романа к собору?


Начальство сделало из собора пустошь. Труду зачиплянци очень быстро смирились с тем, что собор одели в «потьомкинськи» подмостки. Но они не представляют своей Зачиплянки без него, он что-то такое для них, что им нужное, хотя высказать они этого не могут. Это откровенно сказала Вирунька, когда Николай Баглай сообщил ее, что собор собираются разрушить:


- Впервые слышу. Мне к нему, правда, безразлично, но удивительно, чтобы так, людей не спросившись… И это россказни, наверное… Носишься ты. Николай, со своим собором, как с писаной сумкой


Студент Николай Баглай - наивернейший защитник собора. Николай ощущает перед ним «странная грусть». Собор навевает на него что-то «большое», он реально слышит музыку его куполов. Николай не хочет верить, что «святости исчезают из жизнь и на них место все больше врывается цинизм», хотя видит, как убогая антихудожественные сть безумно наступает против всего человечного, прекрасного в жизни, против украйн-ського. Он упрямо ищет наследство возрастов, чтобы познать корни бессмертной силы народа. Николай очарован художественной красотой собора, он для юноши - символ души, духовной красоты


- Соборы душ своих берегите, друзья… Соборы душ!.. - говорит влюбленным Николаю и Єльци старый учитель Фома Романович


Володька Лебеда оказал через отношение к собору всю ницисть своего естества: зачиплянський выдвиженец, который «сидит» на районной культуре, заметил на заседании, которое на месте собора «уместно ввязывалось бы строительство образцового крытого рынка для трудящихся».


Олесь Гончар не ставил целью погружаться в глубины религиозной морали. Понятно, что в 60-х гг. освещение этой проблемы было бы невозможным. Для него образ храма-собора - это символ духовного гения запорожского рыцарства и нетленная памятка казацкого зодчества. Наши предки увековечили себя в неповторимой красоте этого сооружения, которое зачаровывало когда-то, очаровывает и теперь каждого, кто углубит-сия в мудрый замысел этой «гордой поэмы степного казацкого зодчества».


Вдумчивый читатель «Собора» невольно поставит перед собой вопрос, который так волновало Николая Баглая; «А в чему же твоя душа увековечит себя, где они, поэмы твои?»



«Собор» Олеся Гончара – это произведение высокого художественного воодушевления

Комментариев нет:

Отправить комментарий