понедельник, 26 января 2015 г.

Образ Татьяны Лариной за романом Александра Пушкина "Евгений Онегин" (2)

Образ Татьяны Лариной за романом Александра Пушкина "Евгений Онегин"


Есть такие произведения в художественной литературе, в которых встречу с героем озарит душу и исполнит ее радостью и тревогой. Такое ощущение дарит нам образ Татьяны Лариной из романа О. С. Пушкина "Евгений Онегин". Она, как шекспировская Джульетта, стала символом женственности, безграничной любви и порядочности


Если посмотреть на историю любви героини Пушкина глазами непредубежденного читателя, то она может сдаться сентиментально-простой: неразделенная любовь девушки, а потом - запоздалое прозрение и раскаяния юноши. И за этой фабулой мы ощущаем возвеличивание в стихе необыкновенной личности (я бы сказала - искры среди пепла). В обычном селе среди ограниченных помещиков и угнетенных ими бедняков, среди банальных сельских панночек вырос характер яркий, сильный, способный к счастью неразделенного любви: "Были чужие ей шаловливые развлечения", "Она любила на балконе встречать солнце в тишини", "ей уподобалися романы Еще с юных лет".


Поэт будто готовит нас до чего-то необыкновенного, ведь недаром он изображает образ девушки в контрасте к других. Изображает так, что мы понимаем: Пушкина горячо любит свою Татьяну, сочувствует ей, но не может отвернуть беды. И вдруг ты тоже начинаешь волноваться, понимая, насколько прекрасная и беззащитная девушка в своем мире!


... Почему - Онегин? Почему не кто-то другой, ведь Татьяна рослая в окружении равных помещичьих семей? Ответ простой: ведь Онегин - тоже необыкновенная личность, которая выделяется на фоне других. Татьяна подсознательно понимает это, тянется к нему, раскрывая сердце... И начинается моральный поединок необыкновенных сердец: любящего и холоднокровного. Именно Любовь возвеличуе одно и бросает в пропасть другое


Татьяна поднялась над предрассудками, первая освидчилася в любви, представивши вместе со своим письмом сердце на доверчиво протянутой ладони. И Евгений гордо отводит эту ладонь и будто из размаха бьет девушку: "Учитесь володить собой". Но Татьяна с истерзанными надеждами все равно остается на пьедестале своей любви. А вот Онегин морально падает, и падение это усложняется убийством Ленського. Поединок двух сердец заканчивается победой Татьяны


И это доказывают следующие события, в которых изображается внезапная встреча Онегина с Татьяной в доме ее мужчины. Перед нами - та же самая Татьяна: "Сохранился у нее равный тон, вкуса хорошего закон". А мы, будто немые свидетели, понимаем: это - женщина, которая устаивала после тяжелого удара судьбы, унижение, уныния, погребение девичьей надежды


Или это только кажется, что любовь похоронена навсегда? Конечно, оно живое; и Пушкина это подтверждает:


Кто бы нужно ее на одиночестве


В этот быстрый миг не разгадал!


Кто бы Тани бедной в княгине,


Грустной Тани не узнал!


Но возврата нет... Так в обиде Татьяны мы открываем еще одну черту - верность родственной обязанности над верностью чувством, сохранение собственного достоинства. Многочисленные поколения читательниц находят в героине черты для наследования, стараются быть на нее похожие, учатся на нее поступках


Я, конечно, соглашаюсь с мнением литературоведов, которые главным героем произведения есть Онегин. Но лично для меня такой стала "Печальная, дика, молчаливая, Будто серна, пугливая" Татьяна Ларина, потому что сам роман я воспринимаю как оду любви, которой нельзя сломить никакими силами людей и обстоятельств. И только "души прекрасные порывания" Татьяны в возможности не дать погибнуть святому человеческому чувству. Чувству, которое воплощает самая жизнь



Образ Татьяны Лариной за романом Александра Пушкина "Евгений Онегин" (2)

Комментариев нет:

Отправить комментарий