четверг, 29 января 2015 г.

Сковорода-Баснописец — изобличитель общественных недостатков

Творчество Г. Сковороды, выдающегося мыслителя-гуманиста и писателя-демократа — драгоценное достояние прогрессивной культуры


Общественная и литературная деятельность Г. Сковороды приходится на время обострения социальных разногласий, обусловленных началом разрушения феодальных оснований и развитием капиталистических отношений в России и на Украине. Жестокий крепостнический гнет вызывает подъем антифеодального движения; на защиту угнетаемого народа активно выступают представители передовой общественно-политической мысли — Д. Фонвизин, О. Радищев — в России, Г. Сковорода, Я. Козельський и др. — на Украине


В своем творчестве Г. Сковорода провозглашал идее демократизма и гуманизма, выступал против господствующей тирании, высказывал свободолюбивые помыслы и ожидание простого народа, утверждал веру в светлое будущее отчизны


Общественным идеалом Г. Сковороды была республика, где не будет "вражды и раздора", все "будет общее". Яркое выявление эти взгляды нашли в поэтическом творчестве, в частности в сборнике "Сад божественных песней...", куда вошло тридцать песен, написанных в разные года


Заметное место в творческом задела Г. Сковороды занимают стихи социального плана. Разоблачая пороки тогдашней действительности, безобразный мир эксплуататоров-крепостников, переживая трагизм существования угнетаемого народа, Сковорода выступает во многих своих произведениях истинным просветителем-демократом, убежденным гуманистом. Поэт-Философ больше всего ставил свободу, считал ее наивысшим благом человека, пылко желал ее прежде всего для закрепощенного народа. Особенно ярко воспел он свободу в стихе "De libertate".


Идея свободы в творчестве Г. Сковороды органически объединенная с антимонархическими тенденциями. Писатель временами довольно откровенно высказывает свое негативное отношение к царизму, к тирании. Его произведения насыщенные общественным пафосом. Найсильнише этот пафос оказался в 10-и песни "Сада божественных песней" — "Всякому огороду нрав и права...", что справедливо полагает классическим образцом социальной сатиры в давний украинской литературе. Средствами придирчивого смеха, воинствующего сарказма писатель клеймит здесь социальные отношения на Украине во второй половине ХVIII ст., высмеивает представителей разных господствующих залогов. Сатирическое острие песни направлено против помещиков и казацкой старшини, которые хотят заграбастать как можно больше чужих земель, против алчных купцов-ростовщиков, которые грабят человека работы, против господской распущенности, против пьянства, картярства и др. Возбуждается поэт в песне и такие злободневные к тому времени вопросы, как несправедливое судопроизводство, схоластичность официального образования. В ряде других произведений из сборники "Сад божественных песней" Г. Сковорода гневно осуждает и паразитическое существование духовных феодалов, лицемерие служителивцеркви.


Как первый "профессиональный" украинский баснописец Григорий Сковорода выступил в сборнике "Басни Харьковские", куда вошли тридцать произведений. Написанные они прозой, каждая басня составляется с двух частей: лаконичной фабулы и "силы", то есть морали


Основным источником басен были собственные жизненные наблюдения автора над современной ему феодально-крепостнической действительностью, изученная им за много лет странствующего жизни народная мудрость. Исходя из интересов народа, Г. Сковорода выносит приговор недостаткам тогдашнего общества, в сатирических тонах изображает помещиков, чиновников, охваченных жадностью наживы, чинов, высоких должностей. Показательной в этом плане есть одна из лучших басен "Олениця и Кабан". В морали этой басни поэт осуждает самохвальство, тупоумие господ и пидпанкив, которые стараются "войти в благородное сословие", "продраться у чин, совсем им не сродный".


В басне "Пчела и Шершень" Г. Сковорода в обиде Шершня олицетворяет паразитические элементы общества, которые живут "хищением чуждого" и родившиеся "на то одно, чтоб есть, пить и протчая". Пчела же становится образом трудового народа, который вся жизнь отдает работы не только ради своего существования, но и ради блага других


О тех, кто берется за дело, которое противоречит прирожденным наклонам, Г. Сковорода пренебрежительно говорит в баснях "Собака и Кобыла", "Орел и Черепаха" и ин.


В ряде басен Г. Сковорода, метко пользуясь средствами аллегории, предупреждает представителей привилегированных залогов, который паразитический образ жизни может привести их до печального конца. Так, например, Чиж попал в неволю, прельстившись "сладкой пищей да красной клеткой" ("Чиж и Щелчок); Щука, "напал на сладкую ядь", проглотила вместе с ней и "удку, увязшую во внутренностях" ("Щука и Рак"). В других баснях поэт казнит "славолюбие" ("Сова и Дрозд").


Большинство басен Г. Сковороды, благодаря них демократической направленности, гражданским мотивам, — безусловно, выдающееся явление, оригинальное и своеобразное в истории этого жанра в давний украинской литературе. И неслучайно и. Франко высоко оценил басни украинского мыслителя, отмечая в частности, что они "писаные хорошей, декуди даже грациозной прозой".



Сковорода-Баснописец — изобличитель общественных недостатков

Комментариев нет:

Отправить комментарий