Что такое Единое Государство, на которые художественных принципах сконструировал ее автор? Писатель будто использует обломки исторических свидетельств, сознательно обезображенный исторический процесс. Творческий принцип сознательного искажения действительности есть одним из приоритетных в создании художественной действительности произведения. В Едином Государстве осталось всього 0,2% население
Земли. Национальный вопрос, одно из наиболее болезненных в ходе истории человечества, снятое вообще. Это своеобразное всенациональное объединение. Аллюзии с претекстами и древними
религиозными культами жертвоприношения. Библейские аллюзии: обезображенные христианские истины, Стеклянный Рай, искушение (курение, зеленый ликер и т.п.), авраамова жертва (донос). Счастливое общество, построенное на основе рацио. (”Что делать?” Г. Чернышевского, Хрустальный дворец, Стеклянный Рай), сны Веры Павловны).
Произведения Ф. Достоевского (” Записки из подполья”, “Преступление и наказание”, “Брать Карамазови”, особенно легенда о большого инквизитора. Средневековый епископ, католический пастор, рожденный фантазией Ивана Карамазова, железной рукой ведет человеческое стадо к принудительному счастью. “Он именно, — говорит Иван братнины Альоши, — ставит в заслугу себе и своим, что наконец они одолели свободу и сделали так для того, чтобы сделать людей счастливыми”. Он готов розипъяти Христа, который явился вторично, чтобы Христос не мешал людям своими евангельскими истинами “соединиться наконец всем в безоговорочный общий и единодушный муравейник”.
В романе “Мы” большой инквизитор появляется снова — уже в обиде Благодетеля. В напучу-вальной беседе со строителем “Интегралу”, что поднял бунт (позднее у него будет удалено “фантазию”) — Благодетель говорит о том же самом, что и большой инквизитор, о счастье, насильно прищепленном человечеству. “Вспомните: синий холм, крест, толпа.
Одни — вверху, обрызганние кровью, прибиваюттело к кресту;
Другие -внизу, обрызганные слезами, смотрят. Не кажется ли вам, что роль тех, верхних — самая трудная, самая важная а сам христианский, милосердный Бог, мед-ленно сжигающий на адском огне всех непокорних, — разве вон не палач? И разве сожженних христианами на кострах меньше, чем сожженних христиан? А все-таки — поймите зто, все-таки зтого Бога веками славили как Бога любви: абсурд? Нет, наоборот: написанными кровью патент на неискоренимое благоразумие человека. Даже тогда — дикий, лохматый — вон понимал: истинная, алгебраическая любовь к человечеству,
- непременно бесчеловечна, и непременний признак истини — ее жестокость “.
Какие возможности человека зреализовани в Стеклянном Рае? Животные, инстинктивные, материальные. Они являются результатом практически воплощенной фарисейской идеологии. Эти понятия обезображенные, абсурдные. Братство воспринимается только как единодушие действий “мы”; равенство возбуждается неодинаковостью (неровностью)носов у жителей Единого Государства; “свобода” регламентированная сверху и расписанная к минуты для каждого. Тюремный режим!
Танец — “зто несвободное движение, потому что весь глубокий смьюл танца именно в абсолютной, зстетиче-соверши подчиненности, идеальной несвободе”. В давность — “религиозные мистерии”, “военные парады” происходят в результате принудительных действий власти, а в Едином Государстве все “сознательно несвободни”.
Система образов людей распадается на две части: герои с нумерами и героев без нумерив. Составьте впечатление о Д-503. В чем состоит сложность этого образа? (В неоднозначности. В нем противостоят ум и душа. Почему только в Д-503 определен возраст (32 года)? Что стало причиной его преобразования? Какая роль воспоминаний Д-503 об иррациональном корне? Почему Д-503 старается бороться со своей душой? Почему для героя процесс обособления от “мы” такой болезненный? Почему он так и не смог преодолеть в себе “стадности”?
«Единое Государство и его нумери» (за романом Є. Замятина «Мы»)
Комментариев нет:
Отправить комментарий