среда, 28 января 2015 г.

«Единое Государство и его нумери» (за романом Є. Замятина «Мы»)

Что такое Единое Государство, на которые художественных принципах сконструировал ее автор? Писатель будто использует обломки исторических свидетельств, сознательно обезображенный исторический процесс. Творческий принцип сознательного искажения действительности есть одним из приоритетных в создании художественной действительности произведения. В Едином Государстве осталось всього 0,2% население


Земли. Национальный вопрос, одно из наиболее болезненных в ходе истории человечества, снятое вообще. Это своеобразное всенациональное объединение. Аллюзии с претекстами и древними


религиозными культами жертвоприношения. Библейские аллюзии: обезображенные христианские истины, Стеклянный Рай, искушение (курение, зеленый ликер и т.п.), авраамова жертва (донос). Счастливое общество, построенное на основе рацио. (”Что делать?” Г. Чернышевского, Хрустальный дворец, Стеклянный Рай), сны Веры Павловны).


Произведения Ф. Достоевского (” Записки из подполья”, “Преступление и наказание”, “Брать Карамазови”, особенно легенда о большого инквизитора. Средневековый епископ, католический пастор, рожденный фантазией Ивана Карамазова, железной рукой ведет человеческое стадо к принудительному счастью. “Он именно, — говорит Иван братнины Альоши, — ставит в заслугу себе и своим, что наконец они одолели свободу и сделали так для того, чтобы сделать людей счастливыми”. Он готов розипъяти Христа, который явился вторично, чтобы Христос не мешал людям своими евангельскими истинами “соединиться наконец всем в безоговорочный общий и единодушный муравейник”.


В романе “Мы” большой инквизитор появляется снова — уже в обиде Благодетеля. В напучу-вальной беседе со строителем “Интегралу”, что поднял бунт (позднее у него будет удалено “фантазию”) — Благодетель говорит о том же самом, что и большой инквизитор, о счастье, насильно прищепленном человечеству. “Вспомните: синий холм, крест, толпа.


Одни — вверху, обрызганние кровью, прибиваюттело к кресту;


Другие -внизу, обрызганные слезами, смотрят. Не кажется ли вам, что роль тех, верхних — самая трудная, самая важная а сам христианский, милосердный Бог, мед-ленно сжигающий на адском огне всех непокорних, — разве вон не палач? И разве сожженних христианами на кострах меньше, чем сожженних христиан? А все-таки — поймите зто, все-таки зтого Бога веками славили как Бога любви: абсурд? Нет, наоборот: написанными кровью патент на неискоренимое благоразумие человека. Даже тогда — дикий, лохматый — вон понимал: истинная, алгебраическая любовь к человечеству,


- непременно бесчеловечна, и непременний признак истини — ее жестокость “.


Какие возможности человека зреализовани в Стеклянном Рае? Животные, инстинктивные, материальные. Они являются результатом практически воплощенной фарисейской идеологии. Эти понятия обезображенные, абсурдные. Братство воспринимается только как единодушие действий “мы”; равенство возбуждается неодинаковостью (неровностью)носов у жителей Единого Государства; “свобода” регламентированная сверху и расписанная к минуты для каждого. Тюремный режим!


Танец — “зто несвободное движение, потому что весь глубокий смьюл танца именно в абсолютной, зстетиче-соверши подчиненности, идеальной несвободе”. В давность — “религиозные мистерии”, “военные парады” происходят в результате принудительных действий власти, а в Едином Государстве все “сознательно несвободни”.


Система образов людей распадается на две части: герои с нумерами и героев без нумерив. Составьте впечатление о Д-503. В чем состоит сложность этого образа? (В неоднозначности. В нем противостоят ум и душа. Почему только в Д-503 определен возраст (32 года)? Что стало причиной его преобразования? Какая роль воспоминаний Д-503 об иррациональном корне? Почему Д-503 старается бороться со своей душой? Почему для героя процесс обособления от “мы” такой болезненный? Почему он так и не смог преодолеть в себе “стадности”?



«Единое Государство и его нумери» (за романом Є. Замятина «Мы»)

Комментариев нет:

Отправить комментарий