ЕДГАР АЛЛАН ПО
(1809-1849)
Едгар Аллан По - американский поэт, прозаик, критик, редактор, один из первых профессиональных писателей США, который жил исключительно литературной работой, который знал славу и популярность, но которого не сразу поняли и оцинували на родине
Едгар По родился в Бостоне 19 января 1809 года в семье актеров. Походил из давнего ирландского рода. Этот год был звездным в историческом календаре: родились поэты Елизабет Баррет-Баррет (Броунинг), Альфред Теннисон, Чарльз Дарвин, Шопен, Мендельсон, Линкольн, Гладстон, двумя месяцами позднее родился близкий за духом Едгару По Гоголь, найфантастичниший из российских писателей. Когда Едгару было лишь два года, его мать и отец почти одновременно умерли от чахотки, оставивши трех детей. Едгара усыновил богатый шотландский купец с Ричмонда Джон Аллан, меньшу ребенка - шотландец Меккензи, а старшего мальчика Вильяма взял дед, генерал По. Маленький Едгар отличался среди детей бодрым умом, и жена Аллена, очарованная ребенком, уговорила своего мужчины усыновить его. Она и ее сестра Анна Валентайн, "титонька Ненси", окружили мальчика заботой и любовью. Едгар оказался в богатом доме. Его названная мать любила мальчика к самой своей смерти. В возрасте пяты- шести лет Едгар умел читать, писать, рисовать, декламировать стихи на развлечение гостей за обедом. Он был одет, как маленький принц, имел пони, на котором ездил верха, имел собственных собак, который сопровождали его, и ливрейного грума; всегда имел в достаточном количестве карманные деньги, и в детских играх у него всегда была какая-то любимица, которую он засыпал подарками. Названный отец гордился приемным сыном, хотя временами был зажигательным и сурово наказывал мальчика. Едгар не всегда слушался мистера Аллена и, когда ему угрожало наказания иногда, проявлял чрезвычайную изобретательность. Как-то он попросил мистрис Аллен защитить его, но она ответила, что не может в это вмешиваться. Тогда он пошел в садик, насобирал целый клок дубцив, вернулся домой и молча протянул их мистеру Аллену. На вопрос: "Зачем это?" он ответил "Чтобы высечь меня". Мистер Аллан был покорен этим мужеством
Пребывание с Алленами в Англии (1815-1820), где Едгар По учился в престижном лондонском пансионате, привило ему любовь к английской поэзии и слову вообще. Чарлз Диккенс со временем откликнулся о писателе как о единственного хранителя "грамматической и идиоматической чистоты английского языка" в Америке. В 1820 году Аллени поворачиваются на родину к Ричмонда. Здесь в По появляются новые друзья, с которыми он странствует, в том числе и на лодках. В нем рано проснулся интерес к приключениям, страсть ко всему незазнаного. По возвращении из Англии Едгара отдалили к Английской классической школе, где очень хорошо излагали английскую литературу, которое стимулировало творческий талант Едгара. До 13-14 лет его поэтические попытки приобрели зрелость. Со временем он поехал учиться к Виргинського университета (1826), однако, в скором времени вынужденный был его покинуть, потому что наделал "долгов чести". В жизни Едгара По было несколько важных поворотов. Одним из них, что в значительной мере определил его судьбу, было решение восемнадцатилетнего Едгара, которое он принял в "бессонную ночь и 18 на 19 марта 1827 года". Обстоятельства этого решения не совсем выяснены, но одной февральской ночи 1827 года между ним и отчимом произошел бурный, трудный разговор. Блестящий студент Виргинського университета, юный поэт, который подает надежде, любимец товарищей, Едгар повел себя не лучшим чином. Вероятно, в университете Едгар захватывался игрой в карты и влез в долги, которые не смог пищать; большой проигрыш поставил его в крайне затруднительное положение, из которого его мог вывести только богатый и влиятельный опекун. Во время разговора опекун, возможно, выдвинул условия, что он уплатит "долг чести", но Едгар отныне должен будет подчиняться Его воле, следовать его советам и указаниям. Опекун с него мелкой скаредностью поставил своего приемыша, пылкую и гордую натуру, в затруднительное положение. До этого присоединились горькие переживания, вызванные грубым вмешательством опекуна в интимные чувства своего воспитанника. Юноша не мог смерить гордыни и оставил богатый дом, в котором воспитывался,- "маленький дерзкий выскочка" в ответ на бескомпромиссное требование ответил решительным " нет", и "было в него стойкости и что-то жестокое, "неблагодарное", и, однако, это было достойное и мужественное решение. Положив на одну чашу весов благополучия, а на другую - гордость и талант, он понял, что последнее важнее, и отдал предпочтение славе и чести. Больше того, хотя он и не мог жить всего заведомо, но тем самым были избраны голод и бедность
Впрочем испугать его не смогли бы и они". Так впервые четко и резко оказал себя основной конфликт в жизни Едгара Аллена По - конфликт творческой, благородной личности и грубого торгашеского утилитаризма, что все подчиняет выгоде. То, что было сконцентрировано в натуре и обращении опекуна, в скором времени стало для Едгара системой непоколебимых сил, которые выражают руководящие интересы и тенденции американского общества
Начинается полоса мыканий. Он отправляется к Бостону и там на свое средство выдает первый сборник "Тамерлан и другие стихи", которая почти не имела спросу. Беспросветная бедность, которая доходила до полной бедности, не могла не подавлять Едгара По. Она вызвала невероятное нервное напряжение, которое что ближе до конца жизни, то все чаще он старался снять спиртным и наркотиками. Потом были занятия в военной академии Вест-Пойнт (1830), что длились лишь полгода. И вопреки довольно частым периодам бездеятельности, По работал с огромным упорством, о чем убедительно свидетельствует его большое творческое наследство. Главная причина его бедности - "слишком малое вознаграждение, что он получал за свою работу". Лишь наименьшая часть его творчества - журналистика - имела какую-то ценность на тогдашнем литературном рынке. Лучше всего из того, что он создал своим талантом, почти не интересовало покупателей. Вкусы, которые властвовали в те года, несовершенство законов об авторском праве и постоянном потоке к страны английских книг, лишили произведения По всякой надежды на коммерческий успех. Он был одним из первых американских писателей-профессионалов и существовал только за счет литературной работы и работы редактора. К своей работе и к работе своих побратимов он предъявлял бескомпромиссные требования. "Поэзия для меня,- писал он,- не профессия, а страсть, к страсти же нужно относиться с уважением - ее невозможно пробуждать в себе по желанию, думая лишь о жалком вознаграждении еще более жалких похвал гурьбы".
Первое признание, которое помогло Едгару По поверить у себя, состоялось в 1832 году, когда местный журнал объявил конкурс, в котором он получил приз за рассказ "Рукопись, найденная в бутылке", и обратил на себя внимание известного в то время писателя Джона Кеннеди. Летом 1835 года Едгар По начинает работать в журнале "Южный литературный вестник". Это укрепило его репутацию. Однако изнурительная работа поглощала все время, лишала возможности серьезно создавать
Встреча Едгара По с семилетней двоюродной сестрой Вирджинией, которая через шесть лет стала его женой, имела глубокие следствия для него жизни. Эта встреча, а потом бракосочетание очень хорошо повлияли на По. Вирджиния была необыкновенным человеком, она "воплощала в себе единственно возможный компромисс с реальностью в него отношениях с женщинами,- таких сложных и утонченных".
Тяжелая наследственность, сиротство, непосильная борьба с препятствиями, которые стояли на пути свободолюбивого духа и высоких устремлений, столкновение с жизненными мелочами, болезнь сердца, чрезвычайная впечатлительность, травмированная и неуравновешенная психика, а главное - невозможность решения основного жизненного конфликта укорачивали ему возраста. Болезнь и преждевременная смерть Вирджинии стали для него страшным ударом, началом глубокого душевного недуга. Смерть По до сих пор остается тайной. В сентябре 1849 года он с большим успехом читал лекцию об "Поэтическом принципе" в Ричмонди, откуда выехал, имея полутора тысячи долларов в кармане. Что произошло потом - непонятно, но его было найдено в одной таверне в тяжелом, болезненном залоге, потом перевезено к Балтимору в больницу, где он вскоре и умер
Творчество Едгара По
Можно рассматривать героев и героинь произведений Едгара По всего лишь как многоликие ипостаси самого По и любимых его женщин, двойников, чей вигадковий мир наполнял он страданиями, стараясь облегчить таким образом бремя сомнений и разочарований, которые обременяли его собственная жизнь. Дворцы, сады и покое, населенные этими призраками, поражают роскошным обрамлением, оно - будто причудливая карикатура на убожество истинных его жителей и безотрадную обстановку тех мест, куда судьба забросала писателя
Творчество писателя, хотя бы как полно отбивалась в нем его личность, не ограничивается "психологической автобиографией".
Как новеллист По всерьез показал себя в рассказе "Рукопись, найденная в бутылке" (1833). В традиции необыкновенных морских путешествий написанный рассказ "Падение в Мальстрем" (1841) и единая "Повесть о приключениях Артура Гордона Пима" (1838).
К "морским" произведениям принадлежат рассказу о приключениях на суше и в воздухе: "Дневник Джулиюса Родмена" - выдуманное описание первого путешествия через Скалистые горы Северной Америки, сделанной цивилизованными людьми (1840), "Необыкновенные приключения такого себе Ганса Пфааля" (1835), "История с воздушным шаром" (1844) о якобы осуществленный перелет через Атлантику. Эти произведения - не тилькии истории о необыкновенных приключениях, но и приключения творческой фантазии, аллегории постоянного драматического путешествия в неизведанное. Благодаря тщательно разработанной системе деталей достигалось впечатление достоверности и материальности вымысла. В "Выводе" к Ганса Пфааля" По сформулировал принципы того вида литературы, которые со временем назовут научно-фантастическим
Художественное содержание таких рассказов, как " Ли-Гейя" (1838), "Падение дома Ашерив" (1839), "Маска Красной смерти" (1842), "Колодец и маятник" (1842), "Черный кот" (1843), "Барили амонтильядо" (1846), конечно, отнюдь не исчерпывается карты нами ужасов, физических страданий. Изображая разные экстремальные положения и выявляя реакции героев на них, писатель притронулся к тем участков людской психики, которая их ныне изучает наука
Первый свой выданный сборник рассказов Едгар По назвал "Рассказами гротесков и арабесок". Название произведений направляет читателя и критика, ориентирует их, дает им ключ от входа в сферу, созданную творческой фантазией. Их можно назвать "рассказами тайн и ужасов". Когда Едгар По писал свои рассказы, подобный жанр буй а Америке очень распространен, и он знал его особенности и лучшие образцы, знал о его популярность и причину успеха В читателя
Едгар По был фактически основателем детективного жанра, дал ряд классических его образцов. "Золотой жук" за жанровыми йота свойствами обычно присоединяют к знаменитым детективным рассказам Едгара По - "Убийство на улице Морг", "Тайна Мари Пике" и "Украденное письмо", героем которых является сквозная фигура. детектив-любитель Ш. Огюст Дюпен, который помогает раскрытию преступления. В этих рассказах с особым эффектом выявляет себя сила логики и аналитического понимания. Обычно эти рассказы начинаются из изложения факта преступления, а потом происходят экскурсы в прошлое, где и раскрываются все обстоятельства его осуществления, появляются вещевые доводы. Вообще По широко использует в новеллах мотив недоговоренности отдельных деталей и эпизодов, апеллируя к воображению и фантазии читателя. Валерий Брюсов назвал автора цих рассказов "родоначальником всех Габорио и Конан-Дойлив" - всех писателей детективного жанра
ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: "Тамерлан и другие стихи", " Аль-Аараф", " Ли-Гейя", "Падение дома Ашерив", "Золотой жук", "Ворон", "Убийства на улице Морг", "Тайна Мари Морде", "Украденное письмо", "Рукопись, найденная в бутылке", "Падение в Мальстрем", "Повесть о приключениях Артура Гордона Пима", "Дневник Джулиюса Родмена", "Необыкновенные приключения некоторого Ганса Пфааля", "История с воздушным шаром".
Биография писателя: Едгар Аллан По
Комментариев нет:
Отправить комментарий