суббота, 24 января 2015 г.

Муза в лирике Ахматовой


Ахматова Анна Андреевна - большой и серьезный поэт, которая принесла в литературу «поетику женских волнений и мужского обаяния». В своем творчестве она затронула все традиционных тем классической поэзии, но привнесла у них свое неповторимое звучание, обворожительность своей необычно тонкой натуры. Довольно традиционная для российской поэзии тема Музы, не обошла ее и Анна Андреевна. Для нее это и божественная покровительница, и родная сестра, близкая подруга - много ликов у Музы Ахматовой. Но всегда это очень интимные переживания, нет относительно Анны Андреевны к своей героине легкого пренебрежения или панибратства, а всегда - увлечение, которые граничит с поклонением высшей сути


Когда я ночью жду ее прихода,


Жизнь, кажется, висит на волосинке


Что отчасти, что юность, что свобода


Перед милой гостьей со свирелью В руки


и вот вошла. Отвергши покрывало


Внимательно глянула на меня


Ей говорю: «Ты ль Данте диктовала


Страницы Ада? «Отвечает:» Я «.


У Музы Ахматовой нет соперниц, это то Божество, перед которым все отступают, давая ей дорогую. Анна Андреевна не только боится перед своей вдохновительницей и покровительницей, но «смеет» с ней разговаривать. В этом я вижу приподнятость самой Ахматовой, в которой почти не было периода ученичества в творчестве. Она ярко, широко и смело ступила в российскую поэзию, не оторопевши перед большими предшественниками и современниками по «цеху поэтов».


Я улыбаться перестала


Морозный ветер губы студит,


Одной надеждой меньше стало


Одной песней больше будет быть


и эту песню я невольно


Отдам на смех и поругание


Потом, что невыносимо больно


Душа любовное молчание


О чем бы не писала Анна Андреевна, во всем онаоригинальна и уникальная. Нет в ее стихах традиционных для женской поэзии слезливости и унижение перед высшим существом - мужчиной, быстрее наблюдается возвратное явление. Рядом с прекрасной и временами трагической героиней не оказывается достойного героя, который сумел оценить ее высокую и трепетную душу. Много слез и драматизма в лирике Ахматовой, но всегда это высокие и чистые переживания и чувства, нет у них повседневной суеты и будничности. Она небожительница, временно спустившись на землю, чтобы осветить ее своей добротой, любовью и лаской. Именно поэтому очень часто в свои (подруги и собеседницы Анна Андреевна «приглашает» Музу …


… Веселой Музы характер не узнаю:


Она смотрит и слов не сказал,


А главу в венчике темному клонит,


Изнеможения, на грудь мою


и только совесть с каждым днем страшнее


Беснуется: большой хочет дани,


Закрывши лицо, я отвечала ей …


Но больше нет ни слез, нет оправданий


Вот такое отношение к жизни и творчества, когда все исчерпать к капли, отданное людям, характерно для Ахматовой. Она живое лишь высокими помыслами и переживаниями. Кажется, еще миг и порветься что-то, которое удерживает ее героиню от смерти. Эти запредельные чувства и переживания характерные и для самой Ахматовой. А иначе и жить не следует, если все упивсили, вполвздоха. И у читателей захватывает дух от такой поэзии, дурманится в голове, а так, наверное, и должно быть, иначе зачем человеку дана эмоции


ОБ, знала ль я, когда в одежде белой


Входила Муза в тесный мой приют,


Что к лиры, навсегда окаменелое,


Мои живые руки припадут


ОБ, знала ль я, когда мчалась, играя


Моей любви последняя гроза,


Что лучше с юнакив, рыдая,


Закрою я орлиные глаза …


Талант вел по жизни эту большую женщину, чтобы она сумела передать божественными звуками пережитое, научить нам, ее читателям, ценить даже самые горькие страницы жизни, воспринимать их как Бог провидение. Вечным завещанием звучат для меня строки Анни Андреевны, которая осталась, не смотря нет на что, стойкой и несокрушимой. Но что еси ерунда, что я живую грустя


И что меня спогадточить.


Нечасто я в памяти в гостях,


Да и она всегда меня морочится



Муза в лирике Ахматовой

Комментариев нет:

Отправить комментарий