Пьесу «Жизнь Галилея» Брехт написал 1939 года, но напечатанная она была 1943 года в США. Однако бомба, сброшенная на Хиросиму, заставила автора переработать пьесу, лишь бы осмыслить уроки современности. Так вот она была отголоском весьма реальных и трагических для человечества событий, современных Брехту. Которой же была ее тема?
Главная тема — показ жизни ученого. И руководящей проблемой была мысль об ответственности ученого за следствия научных исследований. Драматург показал, что развитие науки — не нередко процесс накопления отчужденных от человека знаний. Процесс накопления культуры в творческих личностях, по мнению автора, прервал сия в конце времена Ренесанса, когда «наука пошла из площадей в тишину кабинетов». Образ Галилея воплощает именно этот поворотный пункт в истории науки. Его трагическая судьба где-монструе, как давка власти, церкви, денежных вельмож разрушает не только оса бистисть ученого, а и живой процесс усовершенствования всего человечества. Брехт усматривает в науке и надежде, и разочарование мира, связанные с ней. Драматург считает, что на ученых лежит большая ответственность. Исследователь учит «человеческого» в науке — собственной интуиции, догадки, вкуса, отношение к стыки, литературы, музыки, к проблемам вес-мира. Мысль автора раскрывается через диалоги Галилея и его ученика Андреа Сарти, которые на протяжении пьесы меняются и наполняются новым содержанием. Если в начале это образец взаимопонимания ученика и учителя, то в конце — это свидетельства регресса на уки. Гъалилей понимает, что дело его жизнь перейдет к рукам приспособленца, который знает, как обойти преграды любым путем. И Брехт подводит зрителя к виснов ку: наука не должна отчуждаться от людей и развиваться без накопления культуры в личности ученого. Этика, культура, мораль — вот неотъемлемые черты ученого любого времени, иначе наука может стать угрозой для человечества
Нужно вспомнить, что Б. Брехт обращался к образу Галилео Галилея на протяжении всего творческого жизни, начиная с 1937 года. Существовало несколько редакций философской драмы «Жизнь Галилея», в которых главный герой выступал сначала как положительный герой, который отказывается от своего учения во имя борьбы за свои идеалы. Но уже во второй редакции (1945- 1946) драматург исключил из текста епизо-ди, факты, события, которые изображали Галилея как носителя положительного идеала. Почему? Сам Брехт объяснял: «Атомная бомба и как техническое, и как общественное явление — конечный результат научных достижений и общественной невозможности Галилея». Драматург считал, что поступок Галилея нужно рассматривать как «первородный грех» современных ему естественных наук, открытиями которых пользуются военно-промышленные запятых-плекси многих стран. Затем проблема моральной ответственности ученого, по-ставлена краеугольным камнем пьесы, делает ее современной и актуальной
Б. Брехт о моральной ответственности ученых за следствия научных исследований (за драмой «Жизнь Галилея»)
Комментариев нет:
Отправить комментарий