Г. Коцюбинский много писал о жизни народа, но его повесть "Тени забытых предков" — это истинная песня, созданная будто самыми гуцулами, в которой отобразились все их верование, обычае, мировоззрение. Жизнь карпатских гуцул очень отличается от того, о чем мы читали в и. Нечуя-Левицкого, Афанасия Мирного, и. Карпенка-Карого.
Гуцулы, как и жители Центральной и Восточной Украины, были христианами. Но их вера у Бога переплелась с давними языческими верованиями очень крепко. Язычники жилы среди природы как неотъемлемая ее частица. Они считали, что лес населен множеством живых существ: нявки заманивают парубкив к пропасти, щезники пасут своих коз, чугайстри раздирают нявок, а следовательно, не являются вражескими человеку, лешие присматривают свою маржинку, то есть скот. А над ними всеми властвует аридник, то есть сатана. Удивительно, но в сказке, которая рассказывает иванови Николай, именно аридник является творцом всех вещей: "Что есть на миру — мудрощи, штудерация всякая, — то все от него, от сатаны. Где что лишь есть — телега, конь, музыка, мельница или дом, — все выгадал он... А Бог лишь воровал и давал людям. Такое-То..." Казалось, чего бы людям бояться того, кто создал все вокруг, но, упоминая о черте, Иван и Николай крестятся, чтобы временами не накликать беды. Аридник и вся нечистая сила могли причинить много бедствия человеку и скоту, а скот очень много значил для гуцул, потому что она их кормила. Итак, быт их был тесно связан с маржинкою.
Парни летом шли на горную долину где пасли коров и овец, доили их, изготовляли брынзу, которую потом распределяли между крестьянами — хозяевами скота. Перед началом своего литування чабаны во главе с ватагом молились, чтобы "господь милосердный заступил христианскую худибку на росах, на водах, на всех переходах от всякого бедствия, зверя и припадка".
На Святой вечер скот первым пробовала традиционные двенадцать блюд. На Маланки, полагало, к маржини приходил сам Бог, спрашивал ее о ґаздив и, если она была удовлетворена ими, давал новый приплод
Нечистая сила, опасная для скота, жила не только в лесу, а и среди людей. Такой, по мнению Палагни и Ивана, была их соседка Хима, которая, превращаясь на белого пса или жабу, рыскала по сусидьских загонах. После этого скот начинал слабувати или давала плохий надой. Была в селе и еще более всесильный человек — мольфар Юра, которая на глазах Палагни смог отвернуть бурю
Языческий г христианское мировоззрение так тесно, сплелись в сознании жителей Карпат, что они и самые не замечают, как одна их действие протиричить другой. Это очень ярко отражено в сцене похорон. Начинается она из причитаний Палагни, которые не столько выражали тугую за мужчиной, СКОЛЬКО были обязательной частью обряда, более того — истинным искусством. За окном грустно играла трембита. Из каждого уголка дома слышались вздохи. Но внезапно тишину разорвал женский смех. Никого это не поразило и не удивилось. Начались танцы, шутки, поцелуи. Наши далекие предки-язычники считали, что человека надо провожать на тот мир веселыми песнями и танцами, чтобы там душа не грустила за родными и друзьями
Как видим, гуцулы много унаследовали от пращуров такого,, что даже нашим предкам с XIX век казался странным, не говоря уже о нас. Но Г. Коцюбинский смог воссоздать такое непривычное мировоззрение так, что он кажется естественным и позбавленимпротирич.
Язычество, с которым боролись, начиная с X век, не исчезло, потому что есть еще народы, которые живут среди природы и воспринимают ее как живое существо. Эта вера не является осознанной, но в странном сплаве с христианством она воссоздалась в быту, обычаях и верованиях
Показ быта, поверий, обычаев в произведении "Тени забытых предков" (3 вариант)
Комментариев нет:
Отправить комментарий