Где же та правда на миру? П. Мирный
Конец XX - начало XXи столетие. Этот период важный тем, что в украинской литературе появляются поэты и писатели, имена которых известные и уважаемые и сейчас. Виайомлюсь с творчеством Афанасия Мирного - мастера психо-пиъиииого романа. Я захватываюсь его тиворами, потому что они легко итпються, с любопытством воспринимаю эпизоды рассказов. И почти в иисному из них ощущаю остроту проблемы, противоположность ха-интсрив. Всем известно, что произведения художественной литературы заставлю и. нас задумываться над разными явлениями. Один из таких - имя Афанасия Мирного «Разве ревут волы, как ясли полные?». На Кованный еще в прошлом столетии, он и сейчас волнует нас траге-и ио жизненного пути главного героя Чипки Варениченка. Каждый человек рождается для счастья, радости. Каждая Мыть желает своему ребенку светлой судьбы. Стремилась до этого и Мот-Нп, иметь Чипки, но все мечты и ожидания разбивались об каменные Мури тогдашней действительности. Он не может изменить социальные об-втпвини, наталкивается на равнодушие людей, не мирится с этим и хочет отыскать идеал правды и справедливости. Перед ним Постоянно стоит проблема выбора: смириться и «жить как все» пойти ли в жизни своймшляхом.
Автор так ярко и увлекательно изображает Чипку на протяжении иреього его жизнь. Передо мною проходит ужасное, по моему мнению, детство мальчика. Бедность, нужды, недоразумения с детьми, но хуже за все то, что и взрослые люди збиткувалися над ним. «Так жил Чипка, вырастал в голоде и холоде, бедности и Нехватках». Так досадно поражают его маленькую душу слова, «незаконнорожденный», «урод», «запорток» и в него добром сердце растет озлобленность не только на людей, а и на Бога: и Чему он не подвергнет наказанию лихих, чтобы они не обижали добрых? Это ощущение стало сопровождать его целое жизни
Дед Влас рассказал Чипци о его отца, как издевались над ним господа, как отдалили в солдаты. Мальчик болезненно переживает несправедливость этого старого пастуха: «и просыпалась небольшая злость в него небольшом сердце, рослая, вырастала…» Чипка пронимается глубокой ненавистью к господ: « Почему он (отец) их не вырезал, не выпалил?» А со временем: «Я ему такого петуха пущу!» Мне кажется, что это уже определенные жизненные позиции. Однако мальчик не только ненавидел, а и любил. Любил сказки деда Власа, бабу Оришку. А нежная любовь к Гали, которую искренне хотел сделать счастливой. Автор изображает своего героя человеком, который любит в жизни и в природе все хорошо, ласковое, красивое, всимцикавиться.
Трудолюбивый земледелец, умный хозяин, опора для матери, способный ко всякому делу - таким видим Чипку в дальнейшем. Внутренне я ощущаю, как моя жалость перерастает у чувства увлечения его успехами. В настоящее время он думал, что нашел в жизни свой идеал, тает знал, что еще ожидает его. Чипка протестует, борется, ищет справедливости в жизни, но, не найдя ее, становится «пропащей силой». Он потом деморализуется, заводит дружбу с разбойниками (Лушнею, Мотней и Крысой), начинает пьянствовать, ноча-
Мы « наведывается к господскому амбару », ступает на « скользкий путь ». И на это есть существенные причины: судовики обманом отобрали у Чипки основу основ его существование - землю, после чего перед человеком появилось то ужасное: «Идти, куда хочешь». Чипка тяжело пережил глубокий моральный кризис, обусловленный потерей земли. «.. .хотел честно вести хозяйство, а землю отобрали, хотел по правде жить, а правды не было, любил людей, а люди «готовые один одногой в ложке води утопить». Чипка позднее приходит к идее «темной ночи половинить нажитое чужими руками добро», к той самой идее, которая определит содержание и характер его стихийного протеста. Пройдет соответствующее время - и Чипка разбогатеет на «идейном» разбойничестве, хотя потом откажется от него, осознает уродливость такого образа борьбы с социальной неправдой, поверит в фаль шиву установку - земское равенство, полностью отдастся земськииш деятельности, чтобы таким образом честно служить крестьянской общине, оборонять ее интересы. И если со временем наступит крутой по4 ворот, если
Чипка снова вернется к разбоя, на этот раз не только кровавого, а уже и совсем лишенного идеи уравнения бедных с богатыми, станет изувером, то все это произойдет отнюдь не вследствие произвола страстей героя, а под влиянием глубокого роз-; волшебство, обусловленного снова же таки факторами социального порядка, в первую очередь той, ничем не ограниченной несправедливостью, которую совершали над народом всевластные господа и целая стая их людей. «Кругом Украину облекло панство, позалазило в самое сердце и, как то грачи, изрывало в клочья ее полумертвий труп», - писал Афанасий Мирный в те времена. Проблема выбора в этом романе возникает и перед, другими героями. Григорий, его товарищ из детства, быстро нашел свою дорогую в жизни, разобрался, где ему лучше. «Григорий теперь совсем другими глазами смотрит на людей: к богатым льнул, а на голытьбу смотрел згорда». Чипка в душе завидовал ему, шел к нему по совету, но натолкнулся на то, чего меньше всего надеялся: « Плюнь ты на общину », - советует ему Григорий. И жизненные их пути расходятся
Перед матерью Чипки тоже стоит проблема выбора. ей жаль своего сына, она сочувствует ему всей душой, радуется за него, когда ему хорошо. Но он же становится на губительный путь разбоя, убийства и она не может противостоять ему, идет в волость и заявляет на сына. Она выбрала этот путь. А Галя, его жена? Она тоже должна выбирать. Разбойничья дочь, она не ищет идеала, а любит Чипку таким, которым он есть. Я искренне сочувствую ей, потому что Галя - это интересный, оригинальный, привлекательный образ, и не может она примириться с кровавым разбойничеством мужчины и кончает жизнь самоубийством. Вот и перелистанная последняя страница романа. До боли не хочется разводиться с героями, ужасно воспринимаю смерть Гали, размышляю над тем, какая бесталанная жизнь у Мотри
Поиск идеалов в романе П. Мирного
Комментариев нет:
Отправить комментарий