В истории российской культуры многому имен, известных всему мира. Среди них достойное место занимает имя Г. Горького. Как художник, он обогатил мировую литературу новыми темами, сюжетами, конфликтами и образами
Среди произведений Горького пьеса «На дне» занимает особое место. Писатель показал в ней жизнь изгоев, людей, которые разорвали связи с обществом и начисто отброшенных им. На мой взгляд, очень интересно то, что вековечный философский спор о человеке ведут не утонченные представители интеллигенции, а люди из самых нижних этажей жизни, разутие и раздетых, голодных и лишенные всех прав. Они обсуждают духовные, социальные и этические проблемы, которые в пьесе приобрели предельную глубину и напряженность. Жителей ночлежки не оставляют равнодушными проблемы добра и зла, воле, совести, чести, счастье, жизнь и смерти. Все это их интересует в связи с еще более важной проблемой: что такое человек, для чего он появляется на землю, в чем содержание его жизни? Я думаю, что именно в остром столкновении идей следует искать своеобразность пьесы «На дне».
Споры, страстно и эмоциональное обсуждение вопросов, которые волнуют человека, позволяет сделать довольно точный вывод о его характер, о те черты, которые обычно бывают скрыты. Как живые, реальные люди появляются перед нами пасмурный фаталист и скептик Бубнов, путешественник-утешитель Лука, проповедник правды и величия человека Сатин и другие, За каждым из них стоит целая система моральных и этических взглядов. Очевидно, не знали и не читали Ницше и Шопенгауера, Толстого и Достоевского - реальные противоречия реального жизни заставляют их болезненно искать объяснение тома положению, в котором они оказались
В пьесе резко сопоставленные образа героев, их мысли, чувство и переживание. Острые диалоги захватывают внимание читателя, создают атмосферу напряженности и конфликтности. Горький употребляет яркие, емкие слова для выражения главной идеи - о назначении Человека
Понятие «людин» приоткрывается в творчестве писателя разными гранями, даже в тех произведениях, где, как и в пьесе «На дне», внимание сосредоточено на темных сторонах жизни. Характерной особенностью пьесы есть то, что в ней особенно громко звучит гимн Человеку, как бы в противоположность страшным условиям жизни, убогости и безысходности
Литература бывшего лет, изображая «маленьких» людей, приниженных и оскорбленных, выражала глубокий жаль к ним. Но когда люди перестают быть «маленькими», одной жалости к ним становится недостаточно. Мне кажется, что образ путешественника-утешителя Луки введенный отчасти и для того, чтобы подчеркнуть эту мысль. До сих пор образ этого «апостола неправды, который утешает,» вызывает бурные споры. Кто он - положительный герой или негативный, жалеет он людей или равнодушный к ним, хочет исцелить их утешениями или преследует другие цели? Я согласная с точкой зрения Б. Бялика, что в самой постановке вопроса таится ошибка, «непонимание всей сложности и глубины горьковской пьесы. Дело не в том, или жалеет Лука людей ( конечно, жалеет), и или хочет помочь им своими утешениями ( конечно, хочет), а в том, как он понимает людей, как оценивает человека».
С одной стороны, Лука видит человека в каждом жители ночлежки. Но вместе с тем подобная жалость имеет на внимании бессилия что-нибудь изменить в жизни. Утешения Луки поддерживают иллюзии, который живут персонажи пьесы, стараясь оградиться от окружающей гнусности. И действие «сказок» Луки чем-то напоминает наркотики: они не вылечивают недугу, но позволяют человеку на некоторое время уменьшить боль, ощутить себя лучше.
Все это чувствует и понимает Сатин. Я думаю, что именно поэтому он говорит: «Он (Лука)... подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету...». Знаменитый монолог Сатина: «Человек! Это - чудесно! Это звучит... гордо! Лоб-столетие! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью, уважать надо!» - является реакцией на мировоззрение Луки. Что утешает и примиряет неправды Горького противопоставляет веру в свободный Человека, которому необходимая только правда, который бы суровой она не была
Таким образом, художественная-идейно-художественная своеобразность пьесы Г. Горького «На дни» обусловлено мировоззренческими проблемами. На их основе строится сюжет, выражается позиция автора. Изображая в предельно суровых тонах российскую действительность, которая ломает людей, которые причиняют им горе и страдания, Горького упорно «собирал мелкие, редкие крохи всего, что можно назвать необыкновенным - добр, бескорыстным, хорошим», стремился оказать в душе самого «уничтоженного» человека неуничтоженные задатки или остатки человечности. Творчество Г. Горького полно любви к человеку и боли за него, за все его унижения. И вместе с тем писатель выражает веру в счастливое будущее человечества
Произведение по роману Горького «На Дне»
Комментариев нет:
Отправить комментарий