«Властители ваших дум грешат поговорками, а главную забыли, что насильно милым не будешь, и укоренились в привычке освобождать и осчастливливать особенно тех, кто об этом не просит. Наверное… я еще должен благословлять вас и спасибо вам говорить за свою неволю, за то, что вы освободили меня от семьи, от сына, от дома, от дела, от всего, что мне дорого и чем я живой». Б. Пастернак. Роман Б. Пастернака открыл мне революцию с новой, очень важной стороны, из позиции прав личности, прав каждого человека. Чем отличается изображения революции и Гражданской войны в этой книге от того, что я встречала раньше? Это не видение войны с залога красных, как в «Разгроме», «Чапаеве», «Школе» и десятках других произведений. Это не изображение с залога белых, как в «Тихом Дону» Г. Шолохова, «Хождениях по мучениям» О. Толстого, пьесах «Бег», «Дне Турбиних» Г. Булгакова и других. Нет, это рассказы глазами человека, который не хочет вмешиваться в братоубийственную войну, которой далекая жестокость, которая хочет жить с семьей, любить и быть возлюбленным, лечить людей, писать стихи:
- …Если только можно, Отчее, чашу эту мимо пронеси.
Так писал он в одном из стихов, выражая свое отношение к революции и к войне. Юрий Андреевич Живаго - сын миллионера, который разорился, что покончил с собой. Иметь рано умершая. Воспитывался в дяди, который был человеком «свободного, лишенного предубеждения против чего бы то не было непривычным… у него было дворянское чувство равенства со всем живучим…». Закончив с блеском университет, Юрий вступает в брак на любимой девушке Тони, дочери профессора и внучки деятельного фабриканта. Потом любимая работа. Он становится прекрасным врачом. Еще в университете проснулась у него любовь к поэзии и философии. Рождается сын. Все, кажется, прекрасно. Но неизбежно врывается война. Юрий едет на фронт врачом. Первая мировая война - преддверие и источник событий еще более кровавых, страшных, переломных. Героиня романа Лариса считает, что война «вызывала все, всех что пошли, что по сей день постигают наше поколение несчастий». Эту мысль автор подтверждает судьбой многих героев. Об одном, большевику Тарасюка, мастера - золотые руки, он рассказывает: «Т же именно случилось с ним на войне. Выучил и ее, как всякое ремесло… Всякое дело у него становилась страстью. Полюбился и военное. Видит, оружие - это сила, вывозит ее. Самому захотелось стать силой. Вооруженный человек - это уже не просто человек. В прежние времена такие шли со стрельцов в разбойники. Отними у него теперь винтовку, попробуй». Очень характерная судьба одного красного партизана Памфила Палих. Он открыто сознается Юриеви Андреевичу: «Много я вашего брата в затрату пустил, много на мне крови господской, офицерской, и хоть бы что. Имени не помню, вся водой растеклась. Оголець у меня один из главы не идет, огольца одного стукнул, забыть не могу, за что я юнца погубил? Рассмешил, уморил он меня. Со смеха застрелил, из дури. Ни за что». Это было еще к Октябрьской революции. И ведь Памфил тоже начинает с мировой войны. Но видно, жестокость не для всех проходит даром. Страшная его судьба. Чувствуя отплату за сделанное, он начинает сходить с ума в тревоге за жену и детей. В конце концов, обезумевши, убивает всю семью, которую любил безумно. Страшно есть на исходе и жизнь Антипова-Стрельникова, что был учителем, добровольцем совпадение на фронт в первую мировую. В Гражданскую он стал военачальником, слава его гремела по Сибири и Уралу. «Он стал лелеять мысль стать когда-нибудь судьей между жизнью и его темными началами, которые перекручивают, выйти на него защиту и отомстить за него. Разочарование озлобило его. Революция его вооружила». «Ему дали за жестокость и фанатизм прозвище Расстрельников» «Он спокойно переступил через это, он ничего не боялся». Но Стрельников не был партийцем, искренние лидеры революции не любили его. Поэтому, когда он выполнил свою роль, его хотят подвергнуть трибуналу. Затравленный преследованиями, он сознается Живаго: «А мы жизнь приняли как военный поход, мы камни переворачивали ради тех, кого любили. И хотя мы не принесли им ничего, кроме горя, мы волоском их не обидели, потому что оказались еще большими мучениками, чем они». Так объясняется бестолковость скольких жертв. Стрельников убивает себя. Он никому уже не нужен. Всего несколько лет прожил после Гражданской войны и Юрий Андреевич, потому что никак не мог приспособиться к новым условиям, которые целиком устраивали, например, его бывшего дворника. Он не может служить, потому что от него требуют не ума и инициативы, а лишь «словесный гарнир к возвеличиванию революции и власть тех, что держат». Но к окончанию войны еще много пришлось перенести ненастий. Я думаю, что роман Б. Пастернака - это прежде всего книга о высокой любви. Но любовная история происходит на фоне таких страшных событий, который не выдерживает жестоких испытаний. Сначала насильно разводят Живаго с семьей. Его силком мобилизуют, а семью отправляют за границу. Угроза трибуналу заставляет героя расставаться с другой любовью - Ларою. Описание любви Юрия и Ларисы - это гимн отношениям между женщиной и мужчиной. Это идеал отношений мужчины и женщины. Но жизнь диктует свои законы. «Доктор вспомнил недавно прошлую осень, расстрел мятежников… кровавую колошматину и человекоубойну, которой не предполагалось конца. Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножили. От крови томило, она подступала к горлу и бросалась в главу, ею заплывали глаза». Соображение о революции в романе доказывают, что это не «праздник угнетенных», а трудная и кровавая полоса в истор
«Доктор Живаго» - роман о российской революции
Комментариев нет:
Отправить комментарий