«Грустно существующие люди строят светлый дом социализма». Эти люди, по словам героя «Котлована» Жачева, «пласт грустных уродов», сформировались на фоне тех исторических событий, которые потрясли Россию после 1917 года. В огне страшного времени высохли лучшие духовные и моральные силы народа: «лица их были пасмурные и худые, вместо покоя жизни они имели истощение». Выродившись духовно и физически, герое «Котлована» действительно представляют собой уродов. Котлован - это символ: образ места, которого нет, и социальной утопии. Платонов мастерски ее развенчивает, показывая аморальность исторического эксперимента над народами. В повести читателю представленный воистину «мир утраченных иллюзий».
«Котлован» - писательский вымысел в чистом виде, это модель общественного устройства казарменного коммунизма. События в нем - источник соображения писателя, его предос тережение будущим поколением. Нет в повести динамического изменения событий, все предельно упрощенно, схематично, и сам образ котлована, монстра, который пожирает людей, нагнетает ощущение статичности сюжета. Люди появляются на котловане, исчезают или остаются. Люди верят в будущее, работают на него, надеются «жить в будущему хотя бы маленьким остатком сердца». Они забывают прошлое, не видят настоящего, живя только будущим. И жизнь их состоит только в том, что они «роют и спят»; но никто из них «не видел снов и не разговаривали с воспоминаниями».
Образа героев созданы как пародии на социальные типы, рожденные эпохой,- это характерная особенность антиутопии
Жестокая, нечеловеческая действительность казарменного коммунизма испортила характеры, судьбы персонажей. В произведении есть особые герои, которые «все знали, все предусматривали». В них была одна проблема - найти «вещество длинного жизни». Это образ Главного, он так и называется нарицательно. Ему следует только дать указание, а завзятые исполнители типа Пашкина немедленно передадут указание массам. Прекрасно живут пашкини, не терзают себя ненужными вопросами, веря, что «счастье наступит исторически». Масса самая выдвигает такой тип людей, доверяясь им
Главный герой, Вощев,- своеобразный народный философ. Он был рад принимать участие в «общем существовании», но ежедневная, изнурительная к отупению робота разочаровала героя. В конце романа Вощев доходит вывода, который лучше бы снова «ничего не знать и жить без надежды в неясном стремлении напрасного ума, лишь бы только девочка была целой...». Девочка Настя - символ будущего. Ее судьба тесно связана с судьбами строителей котлована. Настя унаследовала от матери, которая умерла в подвале, страх перед новой жизнью, и чтобы выжить, девочке нужно искренне верить в лучшую жизнь « без буржуев» и « без кулаков». Все тянутся к нее, готовят для нее «девичье приданное» - социализм. Но, думая о будущем Насти, строители котлована забывали, что у ребенка должно быть прежде всего счастливое настоящее. Организованная убогость, серая убогость ежедневно, прожитого на котловане, губят едва, что началась жизни. Со смертью девочки Вощев теряет содержание дальнейшего существования
Понадобилось почти 60 лет, чтобы главные произведения Платонова: «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море» - увидели свет, а читатели увидели мир, которым он открылся писателю на драматическом рубеже конца 20- 30-х лет. Нужен был определенный уровень развития демократии, чтобы Платонов был опубликован. Чтобы он был теперь понятный, нужно зре лое и мужественное общественное сознание. Это особая задача, потому что чтение Платонова не только многотрудное, но и радостно, потому что теперь уже очевидно, что так долго и тщательно скрываемый от советских читателей Андрей Платонов - мудрый писатель, творчество которого заставляет многих призадуматься
Необыкновенный язык произведений Платонова помогает автору раскрыть читателям содержание задуманного. Речь автора и его героев - это скрытая ирония. Его язык подчинен стиля эпохи - стиля лозунгов и штампов. Оказалось, что российский язык утерян, остались одни словесные уроды. Постепенно мы приходим к пониманию символики автора
Эпоха социальных потрясений оказала мира нового, ни на кого не похожего летописца ее духовного бытия. Признавая жизнь высшей ценностью, Платонов не считал, однако, что всякая жизнь достойный человека. Писатель стремился постичь смысл жизни и назначение человека на Земле
" Виртуозы-Мастера, гениальные изобретатели и самозабвенные борцы за общее счастье, в изображении которых Платонов не знал ни усталости, ни повторов, пройдя сквозь огненные трубы своего вдохновения и его реализации, выявляют тщетность своих инициатив" (и. Борисова). Как правило, они жертвы своих собственных или чужих идей, которые гибнут в столкновении с неумолимой, искусственной псевдореальностью.
Характерно, что в социальных утопиях Платонова функция "тайного" героя переданная второстепенным или совсем эпизодичным персонажам. И хотя они редко появляются в сюжетной канве рассказа, их смысловая роль вконец большая. В большей мере такое наблюдение относится к роману "Чевенгур". С. Семенова, один из руководящих исследователей творчества Платонова, справедливо увидела в "Чевенгуре" "целый пласт персонажей, которые проходят фоном в романе о неистовых преобразователях" и отстаивающих права "неотменимой действительности".
Наиболее Значительные среди них, кроме Захара Павловича, кузнец Сотых и крестьянин на прозвище Недоделан. Оба они, будучи носителями народного сознания, трезво оценивают трагические события в стране и видят перспективу дальнейшего развития навязанного народа казарменного социализма. Недоделанный прозорливо предупреждает чужих, посторонних людей, одержимых идеей мгновенной социальной перестройки, о страшных следствиях проведенной ими политики раскулачивания крестьян
В повести "Котлован" высокой смысловой нагрузкам отмеченный эпизодичный образ Ивана Крестинина. Сцена прощания старого крестьянина со своим хозяйством резко выделяется на фоне гротескного рассказа своей реалистической випи-санностью, усиливая трагичность звучания в повести темы коллективизации:
- "Старый пахарь Иван Семенович Крестинин целовал молодые деревья в своем саду и с корнем сокрушал их ладь из грунта, а его баба голосила над голыми ветвями - Не плач, баба, - говорил Крестинин. - Ты в колхозе мужиковской давалкой станешь. А дерева эти - моя плоть, и пускай она теперь мучаеться, ей же скучно обобществляться в плен".
Оборачивает на себя внимание прием, использованная здесь автором для усиления идеологического содержания эпизода: в то время как главные персонажи повести наделенные лишь фамилиями, герой, - появляющийся только ъ одной сцене, имеет фамилия, имя и отчество. Авторское намерение выявлено и в том, что имя Иван Крестинин созвучно словосочетанию Иван - крестьянский сын. ЕСТЬ в "Котловане" и пророчества, близкие по смыслу чевенгурским. В сцене раскулачивания поражает смелостью реплика одного из крестьян
- "- Ликвидировали?! - сказал он со снега. - Смотрите, ныне меня нет, а завтра вы не будет. Так и выйдет, что в социализм придет один ваш главный человек!"
В произведениях Платонова мастерски раскрытый механизм мифологизации сознания всех пластов общества, не только пролетариата, но и крестьянства. Писатель сочувствовал народу, который попал в плен "искусственной идеи", видел в этом не вину его, а бедствие. Свою позицию он выразил словами кузнеца Сотых, который считал коммунистов хорошими людьми, но странными: " будто бы ничего человек, а действует против простого народа". Платонов не видел злонамеренности в действиях коммунистов, которые уничтожали крестьянство. Он понимал опасность идеологического микроба, который поразил податливую россиянку грунт, населенный народом, предрасположенным к мечте об "грядущем царстве правды". Политический лозунг, который обещает через несколько лет райская жизнь, заменил отринутого Бога, и лозунгу этому самозабвенно верили
Повесть «Котлован» о событиях « большого перелома»
Комментариев нет:
Отправить комментарий