Утверждение любви как источника духовности в повести Михаила Коцюбинского "Тени забытых предков"
Сюжет повести "Тени забытых предков" перекликается с трагедией Шекспира. В них можно найти многому общих черт. Как Монтекки и Капулетти враждуют роды Палийчукив и Гутенюкив. Как и в трагедии "Ромео и Джульетта", в обеих враждующих родах есть дети, которые любят друг друга, - Иван и Маричка. Давняя вражда должна стать им на препятствии. Как и у Шекспира, герое Коцюбинского гибнут. Оба произведения являются гимном любви. Главная коллизия в обеих произведениях - смерть героев, но смерть разная. В повести "Тени забытых предков" лишь Иван гибнет через несилу перенести смерть возлюбленной, Маричка же идет из жизни случайно.
Дети природы, Иван и Маричка в своих взглядах на мир и в своей любви целиком отданы непосредственным душевным порыванием. И их физическая близость выглядит не пороком, а естественным продолжением их душевных переживаний: "...все было так просто, естественно, с каких пор мир миром, что никакая нечистая мысль не ослепила ей сердца". Гармония человека и природы, гармония чувств и действий - это и особенность, которую видит Коцюбинский в этом "первоначальном" жизни гуцул. И, конечно, любовь объединяется с россказнями, предрассудками. "За поясом, на голом теле" Маричка носит чеснок, чтобы не забеременеть. Душевные порывания героев сплетаются в волшебную песню, которую Иван играет на флояри, а Маричка воспевает. Эта песня дышит сказочными образами диких гор и засевает горы своей волшебной мелодией. Ярко и фантастически рассказывает писатель о тоске Ивана за Маричкою, которая погибла. Жена его - Палагна не может заменить возлюбленной. Вечное таинство любви живет в души Ивана и всплывает "на поверхность" замечательными образами. Время от времени тоска по любимой выбивает его из обычного ритма жизни: "...неожиданно совсем, когда он сводил глаза на зеленые царинки, где покоилось в копнах сено, или на глубокий задуманный лес, злита к нему давно забытый голос:
изгадай мни, мой миленький,
Два раза на день,
А я тебя изгадаю
Семь раз на час...
Тогда он бросал работу и день пропадал".
И в святой вечер к нему снова приходили воспоминания о любимой: "и когда так молились, Иван был определенный, что за плечами у него плачет, склонившись, Маричка..." Он грезит ею и на явь. Сознание его двоилась. Сначала Маричка видится иванови живой, и он удивляется, что она живая и вместе с тем будто мертвая. И сердце его исполняется радостью на фоне суровой природы, которая провещает нехороший конец: "Беззаботная молодость и радость снова водили его по сим безлюдным верхам, таким мертвым и одиноким, что даже лесной шепот не мог вдержатися там и всплывал в долину шумом потоков". Тонкий психолог Коцюбинский показывает через фантастические образа, как постепенно меняется психический залог Ивана, как он наконец целиком теряет ощущение реальности, как восприятие сказочной природы переходит в абсолютное мечтание - встреча из чугайстром.
От самого начала любви Ивана и Марички было трагическим. И не поэтому, что им на препятствии стояла давняя вражда родов, а потому, что оно было большим и более сильным при жизни. "Не набутиться им", - грустно бросает еще совсем юная Маричка то глубокое слово, которое по своему смыслу равняется всий жизненной дороге. И когда гибнет Маричка, Иван не в состоянии пережить свою любовь, он тает на глазах. "Призыв любви и мучения" порождает в него душе и иллюзии, и фантастические образа, и, наконец - сдач, приводит к тому, что и Иван, как и Маричка, потерявши внимательность, гибнет от столкновения с дикой горной природой
Утверждение любви как источника духовности в повести Михаила Коцюбинского "Тени забытых предков"
Комментариев нет:
Отправить комментарий