среда, 28 января 2015 г.

Художественные особенности барочной поэзии (на материале творчества Дж. Марино, А. Грифиуса, Дж. Донна)


Поэзии барокко присущие трагическая напряженность и трагическое мировосприятие. Настроения пессимизма, скепсиса, разочарования усиливаются от осознания того, что человек — песчинка во Вселенной, жизнь мимолетная, и в нем властвует фатум. Наиболее распространенные темы поэзии — «Помни о смерти!», «Суета». У художников барокко был целый набор любимых метафор: здешнее “жизнь есть сон” (истинная жизнь наступает лишь после физической смерти); реальный мир — “юдоль страданий” (их надо стойко терпеть в ожидании смерти, соединяясь душой с Богом); жизнь человека — роза, которая быстро губит лепестки, однако сохраняет колючки и сухой стебель; мир — “лабиринт”, мир — “рынок, ярмарка”; человек — спалимий огарок. А отсюда и аллегорические персонажи — Смерть, Судьба, Вера и др. Впрочем, как утверждают литературоведы, поэзия барокко основывается на идиллическом мировосприятии. Даже пасмурные события представленные в украшенном виде, который позволяет говорить о трагическом оптимизме барочной поэзии


Джон Донн — признанный лидер “метафизической школы” в английской поэзии первой половины 17 ст., доктор богословия, автор свыше 160 проповедей, которые обеспечили ему славу известного мастера; английской прозы. Одна из цитат проповеди: Донна (что указанная в эпиграфе к уроку): и дает, как известно, название романа Е. Хемингуеяи “ По кому подзвин?” Как поетметафизик, воплотил типичное для этого стиля ощущение и дисгармонии мира. Поэзии Донна присущие свежая метафоричнисть, оригинальный параллелизм, пылкая чувственность с трагическими мотивами. Слова, образа, интонации Донна, вошли в состав поэзии XX столетие, впли и нувши на многих больших поэтов — от Томаса Елиота к Иосифу Бродского


В Марино — это ощущения единства со всем сущим — космоса, земли, человеческого сердца. Неограниченная универсальность, космические масштабы воплотились в использовании любимых образов Усесвиту, Солнца, Зори — естественных явлений, которые находятся в вечном движении. В Донна и Грифиуса стихи проникнуты минорной тональностью: с мимолетной жизнью обреченного человека должно погибнуть все, что живое (Донн), и тема беззащитности и одинокости человека перед миром — юдолью слез и страданий (Грифиус).


Например, мир в Грифиуса возникает в виде запутанного темного лабиринта, за каждым поворотом которого притаились беда и страдания: белый мир — самые незрушни ограды. Человеческая жизнь подобный лепесткам розы, которые быстро облетают. В него поэзии один страшный образ наталкивается на другого: Скорбь, Одинокость, Обман, Гризота души, Смерть. В Марино — это змалювання подвижных реальностей: течение звезды, туч, солнца. В Донная Смерть — это сокровище человека; Скажу я: смерть — все достояние мой, что лишь возрастает при пользовании…


Поэзиям Донна присущий нервоводраматичний начало лирики: Она сконала. Все как есть вмира, все в мире распадается на первни… или Мизерная смерть, пусть тебя назовут могущественной — не смей гонорувати… (из “ Добродетельных сонетов”). Внутренний разлад героя — главный мотив его произведений. Поэта привлекают сложные чувства противоречий, борьба эмоций, напряженность, а потому антитеза — главный композиционный прием, как и в Грифиуса. Стремление к воспроизведению динамики, беспокойства, постоянное движение воплощено в стихе Марино “Зори” . Текст насыщен словами на обозначение движения: сияет золотом, жахтить огнями, сильным оборотом снуеться движение розвихрених сапфиров, польетесь вы в черные дали…



Художественные особенности барочной поэзии (на материале творчества Дж. Марино, А. Грифиуса, Дж. Донна)

Комментариев нет:

Отправить комментарий