среда, 28 января 2015 г.

Жизнь и творчество Ивана Андреевича Крылова

Иван Андреевич Крылов прошел суровую школу жизни, смог отбить свой опыт в прекрасных баснях ставших неотъемлемой частью классической российской литературы. Потерявши отца и кормильца в девять лет, Крылов рано вступает в самостоятельную жизнь, служит переписчиком в канцелярии захолустной Твери, а переехав в Петербург, начинает писать пьесы, комические оперы, водевиле и трагедии, выдает журнал Почта Духов


В своих произведениях Иван Андреевич резко подвергает критике крепостное право и помещиков, рисует разложение характеров дворянского общества. Его пьесы не нравятся театральному начальству своим критическим содержанием, но автор не кажется. Ему близкие идеи Радищева, с которым Крылов общался в литературном кружке; через критические статьи, направленных против наивысшей власти, журнал, который редактирует Иваном Андреевичем, закрытый, но он начинает выдавать другой, не менее острый Зритель. В этом журнале он напечатал повесть Каиб, что рассказывает о некотором восточного царя, который ничего не употреблял без согласия своих советников. Каиб миролюбивый, для предотвращения споровши он начинал свои речи в рады так: Господа! Я хочу то-то; кто имеет на это возражение, того может свободно его объявить: в эту же минуту получит он пятьсот ударов воловьей жилой по пятам, а после мы рассмотрим его голос ( то есть мысль). Таким удачным предисловием поддерживал он совершенное согласие между собой и советом. Совет Каиба живо напоминал современникам соратников Екатерины II, тупоголовые и подлые вельможи Каиба Осмашид, Дурсам, Грабилей сильно взмахивали на российских вельмож, да и вся яркая и злая картина в него повести напоминала произвол, который властвует Вроссии.


В сатире Похвальная речь на память моего дедушки, под видом прославления какого-то помещика, Крылов жестоко издевался из крепостничества. Речь эту вимовляв дворянин-крепостник: он в захвате от дарений дедушки, например, по части охотничьих набегов на крестьянские поля. Он говорит: Не думайте же... чтобы я выставлял его примером в одном охоте; нет, это было одно из последних его дарений; кроме этого, имел он тысячу другому, приличному и необходимых нашему брату дворянину; он показал нам, как должно проживать в неделю благородному человеку то, что две тысячи подвластных ему простолюдинов вырабатывают в год; он знаменитые подавал примеры, как эти две тысячи человек можно пересечь в год раза два-три с пользою...


Обстановка в России напряжена вследствие Французской буржуазной революции. Дерзость молодого Крылова и его друзей не могла не привлечь внимание правительства. Журнал Зритель закрыт, но Крылов с товарищем начинает выдавать Санкт-Петербургский Меркурий, еще более резкий и смелый, чем два предыдущих. В скором времени журнал закрывают, а Ивана Андреевича выгоняют со столицы как неугодного дворянскому правительству писателя. Он вынужден жить в провинции в роле секретарь-приживала. Сменяются цари, оживляется политическая жизнь


Крылов возвращается в столицу. Теперь он меняет тактику. Его новым оружием становится басня, потому что в условиях жесточайшей реакции говорить правда открыта невозможно. Он переходит на язык иносказаний и аллегорий. За несколько лет Крылов становится признанным баснописцем. В 1812 году он поступает на службу в Публичную библиотеку, где проделает 29 лет. Литературная деятельность Ивана Андреевича завершилась в 1836 году, в 1844 году он умер


Пушкина и Белинский высоко ценили басни Крылова. Александр Сергеевич называл его истинно российским поэтом с лукавством ума, с насмешливостью и живописным образом выражаться. Крылов писатель-реалист. Он рисует в своих баснях всю Россию с Львом царем во главе, Россию чиновников взяточников и грабителей; помещиков тунеядцев и угнетателей. В него баснях ярко показанная и Россия крестьянская, трудовая, угнетенная. Басни Крылова не общие морали вневременного, внеисторического порядка, а острые сатиры, написанные на злость дня


В басне Орел и Крот Крылов рассказывает, о том, что царь птиц не захотел прислушаться к скромному голосу Крота и за это поплатился


Орел с Орлицей вдвоем...


И, выбравши ветвистый дуб, высокой


Гнездо в него вершине стали вить


Крот доложил:


Что этот дуб для их жилья не годится


Но кстати ли Орлу принять совет из норки...


Но один раз, возвращаясь с богатой добычей к птенцам, Орел увидел:


Дуб его свалился,


И подавило им Орлицу и детей...


Баснописец требует от царя людей внимания к голосу народа, который лучше, чем присяжные властвуя, видит, в чем болезнь государства. О тунеядцах-дворянах, о тружениках-крестьян говорит Крылов в басне Собака и Конь:


Конечно, Конь отвечала:


Твоя правдивая речь;


Однако же, когда бы я не пахалась


То незачем бы тебе здесь было и стеречь...


Для автора нет вопроса, кто лучше: дворяне и полицейские (Собака) или крестьяне, которые пашут землю


В басне Вовка и Ягненок первый же фраза объясняет суть:


В сильного всегда несостоятельный виноватый


И почти афоризмом заканчивается: Ты виноватый уже тем, что хочется мне есть. Язык Крылова это в самом деле народный, реалистический российский язык. Он пользуется в своих баснях точными образными выражениями, которые сделали его произведения незабываемыми, живым источником мудрости


А вы, друзья, как не садитесь


Все-таки в музыканты не годитесь


Это наша классика, что мы должны знать и гордиться



Жизнь и творчество Ивана Андреевича Крылова

Комментариев нет:

Отправить комментарий