пятница, 20 февраля 2015 г.

Художественное воплощение в баснях философских раздумий Г. Сковороды

Сковорода был особым человеком Он сознательно отказался от всех приманок мира, чтобы созерцать жизнь, людей, медленное течение времени, преобразование в природе. Это позволило ему выработать свой оригинальный философский взгляд на жизнь. Во всем, что он созерцал, Сковорода видел величественный замысел Господа. Существование всего живого давало ему поживу для раздумий и обобщений. Сковорода умел быть счастливым без условностей мира. Он не перегружал свое существование вещами, не гнался за славой, не учитывал чужую мысль и клеветы людей, которые не понимали его, жалели, удивлялись из него жизнь. Все, что обычный человек считал ценным для себя, Сковорода пренебрегал. Он ел, что давали добрые люди, спал там, где его зморював сон, говорил то, что передумал, и избирал такую форму сказа, который вважавнайдоцильнишою.


Басня давала писателю возможность точно и метко высказать свои философские взгляды, ведь в понимании Сковороды она - «мудрая игрушка», «розумная сила» и имело чем отличается от притчи, которыми пестреет его любимейшая книга - Библия. Философ не имел своего дома, не обрабатывал поле, не выращивал хлеб. Он делал то, что умел и знал, то, что было необходимо людям - учил их быть счастливыми. Сковорода считал, что человек может быть счастливым только тогда, когда занимается «сродною» работой. Каждому человеку Бог дает какой-либо талант. Но человек самая должна познать его, а познавши, раскрыть и жить согласно наклонам и желаниям. Григорий Сковорода считал работу и потребностью человека, и одновременно - путем к счастью. Свободная работа, которая отвечает наклонам, дает человеку наслаждение, удовлетворение, идет в пользу, прибавляет сил, «нужное делает нетрудным, а трудное - ненужным».


Теме «сродной» работы писатель посвятил несколько басен, но найповнише вскрыша ее в басне «Пчела и Шершень». Паразит Шершень насмехается с пчелы, что она работает не так на себя, как на других: «Много у вас голов, но безмозгие. Видно, что вн без толка влюбились в мед». Пчела называет «господина советника» дураком и осуждает тех, кто « воров-ски добьивает мед», и объясняет, что для нее сладкий не мед, а работа, сам процесс добывания сладкого продукта, который обеспечивает жизнь и труженицам-пчелам, и трутням, и хищникам шершням. На подтверждение этой мысли Сковорода приводит целый ряд примеров, ссылаясь на охотничью собаку, найвеселишого тогда, когда охотится зайца; на кота, какой, зловивши мышь, не ест ее; на запертую пчелу, которая гибнет из скуки, потому что не может летать с цветки на цветок и собирать мед. А уже из этого и читатель должен приходить к выводу о важности для человека работы к душе. Поймешь это - будешь счастливый, не поймешь - никакие достатки, ценности, возможности не дадут удовлетворения от жизни. Сковорода учит, что не следует страдать из-за того, что Бог одному дал малое, а другому большое («изрядное дело»), потому что работа без таланта, искры Божой - ничто. Можно летать в высочествах и быть несчастливым, в можно ходить по земле - и ощущать радость и удовлетворение виджиття.


Не надо посягать на чужое, неестественное для тебя. Черепаха, которая училась у Орлов летать, и это летание закончилось падением на камень «с большим шумом и треском» («Орел и Черепаха»). Так вот, необходимо удовлетворяться своим, тем, что природа назначила именно тебе, не надо «обучат, к чему не рожден» («Алфавит…»). Как же достичь человеку счастья в жизни, как найти то единое дело, которого можно посвятить всего себя? Единый путь к познанию самого себя - образование и обучения. Каждому человеку надо как можно раньше задумываться над поисками своего дела, своей «сродной» работы, чтобы быть счастливым самому и давать пользу Родине



Художественное воплощение в баснях философских раздумий Г. Сковороды

Комментариев нет:

Отправить комментарий