четверг, 26 февраля 2015 г.

Трагедия морального упадка интеллигента в романе В. Пидмогильного "Город" (2 вариант)

В украинской литературе начала XX столетия появляется новый герой — герой-писатель, который из глухого закоулка едет "завоевывать" город как овеянную мечтой им райскую территорию, которая, вероятно, даст ему возможность реализовать свой потенциал, развить талант, утвердиться, стать известным, признанным. Как видим, тема произведения довольно актуальная в наше время: тысячи молодых людей из глухих провинциальных городков, заброшенных, забытых властью, из маленьких поселков в поисках лучшей судьбы едут в большие города. Лишь единицы достигают своей цели, для сдачи эти " приключения" заканчиваются довольно печально.


Не каждый адаптируется к новым условиям, не каждый способен принимать те правила игры, которые диктует город. Как следствие — человеческая трагедия, трагедия нереализованности, трагедия морального упадка, трагедия моральной гибели


Оценивая роль произведения в литературном процессе, можно сказать, что "Город" было первым в пореволюционное время романом европейского уровня о крестьянской украинской молодежи, которая, разбуженная революцию, потянулась в чужие когда-то ей города. Конечно, что дальновидной цели эта молодежь перед собой не ставила, но миссию свою осознавала. Вспомним, как главный герой после первого взрыва ненависти к непонятным и чужим ему горожан, приходит к трезвой и холодной мысли: "Не ненавидеть надо город, а получить. Еще миг тома он был погноблений, а теперь ему виднелись безграничные перспективы. Таких, как он, тысячи приходят к городу, прислоняются где-то по погребам, хлевам и бурсам, голодают, но работают и учатся, незаметно подтачивают его гнилые основания, чтобы положить новые и непоколебимые. Тысячи Левкив, Степанив и Василив облегают эти непманськи жилье, стесняют их и завалят. В город вливается свежая кровь села, которое изменит его вид и существо, и он один из этого изменения, которое она от судьбы предназначено победить". Интересно, что самого Валерьяна Пидмогильного подобные мысли очень и очень смущали. Как мы знаем, некоторое время он проживал в Ворзели. Это был найщасливиший в него жизни время, потому что здесь к нему приходит неистовая любовь к дочери местного священника Екатерины Червинськой, которое счастливо закончилось браком. Между тем, писатель оставил поселок, потому что ощущал провинциальность своего бытия и оторванность от литературно-художественного движения. В одному з писем Пидмогильний обращается к товарищу: " Вообще, дай мне картину современного литературного жизни. Хоть я и около Киева, но от литературного жизни одирваний ужасно".


В основе сюжетной схемы романа "Город" лежит история жизни Степана Радченко, который с никому не известного сельского мальчика постепенно выбивается на вершины литературной славы. Эта деревенщина с жадностью неофита познал до конца все ступени бессмысленного и умного, разрушительного и вместе с тем будущего жизни того волнительного видения, которое носит название городом. Но трактование романа исключительно в таком контексте, на мой взгляд, значительно суживает широту тех вопросов и проблем, которые были в основе авторского замысла. Пидмогильний изображает не только писателя, который подчиняет город и становится известным у столицы


В первую очередь, Степан Радченко — живой человек, носитель моральных ценностей. И если усилие и мытарства Степана на писательской ниве не прожгли напрасно, он завоевал и победил город, то усилие и мытарства Радченко на уровне общения и согласие с людьми были напрасными. Степан Радченко стал обычным приспособленцем и ловеласом


Степан ехал в столицу с целью получить вищу образование, чтобы вернуться в село и поднимать там область духовности. Постепенно намерения юноши меняются. Он понимает, что работа писателя довольно прибыльная: "Пусть все знают, что Степан Радченко пишет рассказ, что он писатель, выступает в Академии и получает аплодисменты. Пусть в сильбуди будет его новая книжка, и товарищи, что он покинул, пусть удивляются и завидуют ему!" Усвоенное Степаном ремесло — не его истинное призвание, а лишь реальный шанс остаться в Киеве, безбедно жить в найпрестижнишому микрорайоне, пользоваться услугами вокруг литературных дам и сторонниц, купаться в лучах славы. Однажды, вернувшись после свидания домой, мальчик нашел конверт, в котором содержалось предложение написать рассказ о классовой борьбе и гонораре


Перед тем Степан собирался "того писательства избавиться", но оно как-то само преследует его. Вспомним историю нашего писательства в советские времена: сколько творцов становились оружием в руках власти, сколько творцов забывали свое призвание, вместо того писали произведения на заказ. Это приносило большинству из них невыразимые страдания, но противостоять этому бедствию были способные не все


Не только эти условия принял Степан Радченко как надлежащее. Он постоянно старался преодолеть в себе "село", и каждый новый шаг на этом пути символизировали отношения с женщинами. Обратим внимание, что все женщины в произведении четко делятся на представительниц села, предместье, города и совсем открытого стиля жизни, что его презентует Рита. Надийка была для Радченко олицетворением сельского прошлого, которое принуждало озираться в прошлое, мешало свободно дышать. Девушка была беззащитна перед любовником, тихо и покорно давала все то, чего от нее требовали. Степан был вынужден вычеркнуть Надийку со своей жизни, "уничтожить ее в себе, как путо, которое приковывает узника к стены".


Степан воспринимал женщину исключительно как вещь, которую берут, отдают, которая принадлежит мужчине как его собственность. Когда он узнал о связи Надийки с Борисом Задорожним, безразлично сказал: "Пусть берет". Позднее, в конце произведения, Радченко таки попробует отобрать уже замужнюю Надийку, но она встретит его довольно холодно и официально, без объятий и поцелуев. Пораженный и крайне возмущенный мальчик успокаивается лишь тогда, когда "сласно прошепотив несколько раз": "Думает, как мужчина у нее, так она цаца... А сама она — пузатая мещанка!"


Второй ступень продвижения Радченко к своей цели олицетворяют отношения с Тамарой Васильевной, или, как ее называл Степан, Мусинькою. Мусинька была мечтой каждого мужчины: нежная, мягонькая, непритязательная, подпускала к себе холодными ночами, кормила, не требовала никакого особого отношения к себе


Третий ступень есть наиболее интересной, но и наиболее трагичный. Наивно поверив, что Степан Радченко — гений, юная кияночка Зоська влюбилась у него. Возможно, она ждала от него деликатного поведения, но получила постоянную жестокую давку, нивелирование любого права на собственное решение


Понятно, что Степана Зоська привлекает своей неприступностью. Это первая женщина, которую ему было не так легко, как случалось к тому, "взять", сделать своей собственностью


Степан на определенное время застывает перед девушкой, будто хищник, встревоженный непривычным поведением очередной жертвы. И это сопротивление, которая совершала Зоська его "любви", прочь подавляет Радченко:: он тратит на нее все свои деньги, все время и силы, забывает об обучении, работе, какой-либо сплошной хаос властвует в него душе, но отказаться от девушки он не может, потому что мужчина никогда не может смириться с поражением, ведь он — победитель, он, как называет иронически Зоська Степана, "божественный".


Неожиданно для себя, уже почти смирился с мыслью, что Зоська никогда не станет " его", Радченко, удаваясь к последним попыткам, наконец завладевает девушкой. Но он не привык отвечать ни за свои поступки, ни за судьбу тех людей, которые не были ему равнодушными


Заставивши девушку стать его любовницей, Степан не интересуется, как она воспринимает этот статус. Автор же показывает, что для самой Зоськи положение любовницы унизительное, она на границе срыва, такая жизнь стала для нее бременем. Между тем, самоубийство откладывается, потому что Радченко виришиводружитися.


Ему очень хотелось иметь дома жену-наймичку, рабыню, которая бы угадывала его прихоти. Не ставши женой, Зоська стала рабыней. Внезапно Радченко осознает, что вступать в брак ему не следует, и начинает действовать, как подлый трус. Зоська не выдерживает в самом деле жестокого разрыва со Степаном. После того как Степан предложил вступить в брак, девушка отнюдь не могла ожидать на следующий день таких кардинальных изменений: "Надоевшая ты мне. Отцепись от меня, вот что!" И на вечеринке Радченко начинает откровенно флиртовать на глазах Зоси з Ритою.


Смерть Зоськи приходится на последние страницы романа, это, собственно, и есть развязка произведения — "умершая как есть". А и в самом деле, куда двигаться дальше? Ведь Зоська была уособленняммиста.


Уничтоживши эту девушку не только морально, а и физически, Радченко достигает своей цели, — он завоевывает город. Отношения с танцоркой балета Ритою были довольно удобными для Радченко. Он овладел науку города. Ни человечности, ни смелости — лишь эгоистическое желание удовлетворить собственные прихоти


На мой взгляд, причины морального упадка Степана Радченко состоят не только и не столько в том, что он оторвался от родной земли, попал в "каменные джунгли", где властвуют жестокие законы выживания. Он способный глубоко и всесторонньо мыслить, быть интеллектуалом, но отгороженный чувствам своей меншовартости от иного мира. Это своеобразный комплекс, который принуждает человека быть неоправданно жестокой. Зоська довольно объективно оценила уровень нравственности своего любовника и тирана: "Душа у тебя плохая. Плохая какая-то душа".



Трагедия морального упадка интеллигента в романе В. Пидмогильного "Город" (2 вариант)

Комментариев нет:

Отправить комментарий