четверг, 26 февраля 2015 г.

А. П. Чехов – изобличитель мещанства и вульгарности

Рассказ «Ионич» А. П. Чехова построенный на сопоставлении двух мирив - Старцева и Туркиних. В начале рассказа Туркини - это духовно примитивная среда провинциального города, это символ вульгарности и шаблонного мышления. Здесь литература сведена к уровню домашнего времяпрепровождения, музыка - к громкому стуку по клавишам, театр - к кривлянью лакея


Старцев же при всей своей прозаичности земского доктора лучше их: он сумел увидеть в Котике что-то особое, милое, он говорил с ней о литературе, об искусстве, чувствовал неясное недовольство жизням - а это залог движения вперед. Но во влюбленному Старцеве борются два голоса: трезвые соображения о том, что будут говорить окружающие, сколько дадут приданного, и голос любви, под влиянием которого он поехал ночью на кладбище, любовался месячным светом, размышлял о вечных вопросах. Он мог бы сохранить в себе этот прекрасный порыв, но не захотел. Старцев стал неумолимо превращаться в Ионича. Когда Екатерина Ивановна не приняла его предложения, он быстро равнодушно вернулся к бывшему образу жизни. После встречи с ней в саду через несколько лет он думает уже не о любви, а оденьгах.


А в конце превращается в распухшее от жира существо. Первоначальное сочувствие автора к Старцеву сменяется гневной иронией. Он стал много хуже Туркиних. Даже Екатерина Ивановна нашла в себе силы измениться: отказалась от романтических мечтаний, трезво оценила свои способности, постоянна ценить любовь, которая раньше отвергла. Чехов не жалеет Старцева, которого «среда заела», а беспощадно судит того, в ком прошлому заложенные некоторые возможности, но он примирился с окружающим обывательским миром, растерял свою культурность и интеллигентность и оказал этим полную человеческую невозможность. Старцев раздраженно относится к обывателям, их безделью и бессмысленным разговорам. Но он не старается отстаивать свои взгляды. Его развлечения - винт и пересчеты «бумажек». «А хорошо, что я на ней не женил», - говорит он


Булат Окуджава признанный основоположник авторской песни Успех пришел к Окуджаве поэтому, что он обращается не к массы, а к личности, не ко всем, а к каждому отдельно. Предметом поэзии в него миру стала повседневная, повседневная жизнь («Полной, ной троллейбус»).


Полночный троллейбус плывет по Москве,


Москва, как река, затухает,


И боль, которая скворчонком стукала в виске,


Стихает, стихает


Через текст стиха проходит развернутая метафора: троллейбус уподобляется кораблю; синий троллейбус (казалось бы, чисто внешняя деталь). Потом упоминается «катастрофа»: смысловой акцент приходится на человеческие чувства, на страдание разных и незнакомых людей. И уже все пассажиры становятся «матросами», троллейбус «плывет», а город сравнивается с рекой. Расширение содержания - главный прием Окуджави (развернутое сравнение). Особый балладный ритм стиха создается за счет усеченной строки и ее повторов


Окуджава сызнова открыл Москву, не парадную, а таинственный город, который несет в себе память о простых людей, о них трагических судьбах


Ах, Арбат, мой Арбат,


Ты - мое призвание


Ты - и радость моя,


И мое бедствие


(«Песенка об Арбате»)


Снова расширение содержания. Небольшая улочка - источник соображений о высших ценностях, искренних идеалы. Идеалах, верность которым не порабощает человека, а наполняет его жизнь духовным содержанием. «Ты, - моя религия».


Военная тема выражена в песни «Ленька Королев» .


Потому что на войне, хотя и правда стреляют


Не для Леньки сырая земля,


Потому что (виновато), но я Москвы не представляю


Без такого, как он, короля


Соединение разговорности и напевности


В песни нет военных боев, подвигов. «Все мои стихи и песни не столько о войне, сколько против ее». « До свидания, мальчики!», «Ах, война, которая же ты сделала, подлая...». Гуманистические принципы


Настоящих людей так немного!


Все вы врете, что столетие их настал


Сосчитайте и честно и строго,


Сколько будет на каждый квартал...


На Россию - одна моя мама,


Только что же она может одна?


Честное стремление поэта найти духовную опору в советской истории, в романтике военного лет, в оптимистичных ожиданиях «отдельной» поры после XX съезда соединялось в него сознании с трезвым пониманием реального жизни, с непринятием бездумной « веры в светлое будущее». Недовольство поэта окружающей действительностью - проявление глубокой духовной жажды. Перед нами художественное преувеличение. «Одна моя мама» - это сказано и с болью, и с тугой, и с самоиронией: автор не включает себя в число « настоящих людей». Это создает характерный для Окуджави эффект доверительности


«Песенка о черного кота»:


Он давно мышей не ловит,


Улыбается в усы,


Ловит нас на честном слово,


На кусочке колбасы


Поэтому-То, знать, невеселый дом, в котором мы живем


Надо бы лампочку повесить...


Денег все не соберем


Аллегорически таинственное изобличение «сталинщини». Он не удостаивает тирана даже названия по имени, для него Сталин - частный случай вечной, всемирной ситуации, когда страх и малодушие людей, когда невежество и темрява поднимают к вершины власти обычное существо. Смысловая суть песни не устаревшая и сегодня и не устареет никогда. Свои творческие принципы он сформулировал в песни «Живописцы». «Творчество начинается из предельного приближения к повседневной реальности, погружению в ежедневность (« в суету дворов арбатских»). Это приближение диктуется не умом, а живым чувством: «...нарисуйте и прилежно и с любовью...» Любовь к жизни в любых ее проявлениях - вот что в первую очередь объединяет художника со всеми людьми. Художники превращают наши внизу по-своему, переосмысливая их (« как судьи»). И те люди, для которых творится искусство, часто окажутся непонимающими, «чужими». Не «они», а мы «чужие». Окуджава берет на себя трудные роли посредника между искусством и жизнью, с добродушной ироничностью обещая объяснить, «что непонятно».


Философская песня «Молитва». Построенная на тонком соединении веры в справедливость мироустройства и тревожного сомнения в этой справедливости (« как верит солдатив убитый, что он проживает в рае»). Повтор «И не забудь обо мне»: «Весь человек, который вобрал всех людей, она стоит всех, его стоит любой» ( Жана-Поля Сартр).


Господы мой Бог, зеленоглазый мой!


Пока Земля еще вертится и это ей удивительно самой,


Пока еще хватает времени и огня,


Дай же ты всем понемногу...


И не забудь обо мне


Исторические песне


Лучше в нашей истории вечно, оно всегда с нами. «Я пишу исторический роман» . Речь идет не только об исторической прозе - о творчестве вообще. Искусство такая же естественная и полноправная часть жизни, как «роза красная». И право художника на собственное видение и изображение мира - это естественный закон. Искусство не может не быть свободным. Как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить... Так природа захотела. Совесть, благородство и достоинство - вот оно, святое наше воинства. С одной стороны - предельная доброжелательность:


Давайте восклицать, друг другом захватываться


Высокопарных слов не следует опасаться


(«Пожелание друзьям»)


С другой стороны - въедливая, утонченная ирония, глубочайший скепсис, сомнение в умственных способностях человечества:


Дураком быть выгодно, так очень не хочется


Умным очень хочется, так кончится битьем...



А. П. Чехов – изобличитель мещанства и вульгарности

Комментариев нет:

Отправить комментарий