Начало XX столетие принес большие изменения у жизнь как художественное, так и общественно. Все чаще женщины принимают участие в политических и культурных мерах, все чаще звучат утверждение, которая женская судьба — это не только кухня, церковь и ребенок, но и участие в общественно-политической деятельности, потому что женщина имеет право на свой внутренний мир, саморазвитие
Одной из первых обратилась к образам женщин, которые ищут своей дороги в жизни и хотят вырваться из серой обыденщины, О. Кобилянська. Героиня ее повести «Человек» Елена Ляуфлер масс отвагу оборонять свое Я от повседневности и мещанского окружения, девушка чужая и посторонняя массе из-за того, что поднимает « вопрос женский». Потерявши любимого, она не желает выходить замуж, однако выходит пидтискомобставин.
Что не прибегло Елене, достигает Наталка, героиня первый большого произведения О. Кобилянськой — повести «Царевна». Здесь автор уже более настойчиво отстаивает устами героини свои феминистические взгляды. Наталка, как и Елена, имеет «трагический характер с артистичными чертами»: это гордая, тонкая, настойчивая натура, хотя и более одинокая, которая хочет силы, которые, побороть споневирення относительно себя. Она имеет целью прежде всего создать себя самую, стать выше над повседневную жизнь, быть свободной, умной и совершенной. Такого она и возникает перед читателем, ничто не может воспрепятствовать идти самостийнимшляхом.
В любви Наталка ищет того, кому бы была ровней, в ком бы нашла опору, с кем жила бы в гармонии. Девушка немного идеалистка, однако она воплощает в себе мечты и вкус самой Кобилянськой, которая воспевает красоту внутреннего мира женщины как и самую большую силу, которая способна освободить
Изучая феминистические мотивы в украинской литературе, нельзя обойти фигуру Елены Телиги, которая тоже проникалась женским вопросом. Проблема женщины просматривает в поэзиях: ее лирическая героиня хочет жить так, «чтобы легкое раскованное сердце пело, как свободная птица». Однако, в отличие от героинь О. Кобилянськой, она хочет быть опорой для любимого, источником сил и воодушевления
Осматривая женскую печать, О. Телига отмечает, что женщины уже «пробили окно в этот мир», сквозь которое теперь можно громко говорить о свои права и роли в жизни. Она призывает не избегать конфликтов, а решительно их решать
Среди наших современниц, которые поднимают проблему женщины, нужно назвать Океана Збужко, автора литературоведческих разведок и феминистических романов. Так в романе «Полевые исследования по украинскому сексу» она утверждает, что женщина должен быть влюбленной, однако творческой, что в ее кровь не должен быть « затрушений яд зависимости». Автор отбрасывает «кодекс принудительного счастья».
Размышляя над женской судьбой, героиня О. Забужко размышляет о судьбе народа, его историю, современные проблемы, ведь имеет широкое мировоззрение. Феминистические мотивы в украинской литературе звучат довольно часто, ведь вопрос женщины наше общество окончательно еще не решило
Феминистические мотивы в украинской литературе
Комментариев нет:
Отправить комментарий