среда, 25 февраля 2015 г.

Губительное влияние процесса денационализации на человеческую личность (на материале романа П. Мирного и и. Билика "Разве ревут волы, как ясли полные?")

Губительное влияние процесса денационализации на человеческую личность


(на материале романа П. Мирного и и. Билика


"Разве ревут волы, как ясли полные?")


Писательский талант Афанасия Мирного (Афанасия Яковлевича Рудченка) достойно оцененный в художественном мире. Художественная проза этого выдающегося мастера, по словам Олеся Гончара, напоминает нам "наводнение народного жизни со всем разнообразием человеческих характеров". Правда об этом народную жизнь идет к нам со страниц остропроблемного социально-психологического романа "Разве ревут волы, как ясли полные?", написанного Афанасием Мирным в соавторстве с 1. Биликом, родным братомписьменника.


Тяготея к глубокому психологическому анализу человеческих характеров и социальных проблем, авторы берутся за тему, которая обусловленная была стремлением всесторонне исследовать закономерности жизни украинского народа и его отдельных представителей. Афанасия Мирного всегда волновало вопрос: "Откуда берутся "бесталанные дети в свое время, искалеченные выводоки своего побитую?" Раскрывая перед нами сложный, противоречивый характер крестьянского сына Чипки Вареника, писатель вместе с читателями доискивается тех причин, которые обычного земледельца, труженика превратили в вора и вбивцю.


Длительное время советское критика, анализируя роман, акцентировала наше внимание на том, что полуголодное существование, безземелье, непомерные налоги, притеснения со стороны местных властей приводили некоторых крестьян к таким моральным отклонениям. Замалчивалась из известных идеологических причин очень важная проблема, поднятая авторами романа: денационализация украинского народа, которая всегда ведет к падению морали


Афанасий Мирный в течение всего романа делает ударение на том, что украинцев разными путями оборачивали на покорных, безмолвных волов. Возле с этим шел интенсивный процесс русификации. Терялись моральные ориентиры вместе с отречением родного языка, обычаев, фамилий, традиций...


Недавно я познакомилась с интересной литературоведческой статьей "Украинцы в ярме", что помещенная в книге "Классики без фальсификаций". Автор этой статьи и. Приходько открыла мне совсем новые подходы к пониманию противоречий и моральных поисков, обрисованных в романе. .


Действительно, "социальное в порабощенной нациях тесно объединено с национальным".


Во второй части произведения, написанной и. Биликом, осуществлен экскурс в прошлое украинского села, исследовано его почти 150-пожилую историю. Именно здесь проанализировано "истоки тех деформаций психики и морали, которые давали потом такие потворства, как пьянство, разбой, убийства...".


Пренебрежительное отношение имперской России к Украине и украинцам, ее колониальная политика, направленная на изготовление в сознании нашего народа такого губительного понятия, как "вторичная раса", сделали свое черное дело в сфере духовности и морали. Приспособленцы к таким условиям становились "оборотнями": калечили язык, меняли фамилии, пренебрегали древними национальными традициями, становились теми " хох-лекарством", из которых можно было смеяться, издеваться, пользуясь при этом плодами их неутомимой тяжелой работы


Вполне естественно, что сильные, волевые натуры, такие, как Чипка, искать справедливости в жизни, протестовали против несправедливости по-разному. Жестокая мораль общества, из которого вырвано были корни национального, исказила психику Чипки, привела к деградации его личности. И это одна по существенной причине того, что Чипка стал "пропащей силой".



Губительное влияние процесса денационализации на человеческую личность (на материале романа П. Мирного и и. Билика "Разве ревут волы, как ясли полные?")

Комментариев нет:

Отправить комментарий