I. Дом — как «обитель своего духа». (Образ Дома является лейтмотивом во многих романах,
Повестях, рассказах В. Шевчука, причем — разных по жанру. Разве не с ви-кон дома увидел автор украинскую историю трех столетий в романе «Три листка за окном» (1986), удостоенному Шевченковской премии за 1987 год? В каждом произведении В. Шевчука розбудовувався особый часопростир. Свой ро-ман «Дом на горе» (и Дом в частности) писатель назвал «обителью своего духа». Создавался он в течение 1966-1980 лет. Вот как об этом рассказал сам автор. «Книжку «Дом на горе» я писал будто из конца, то есть со второй ее фольклорно - фантастической части «Голос травы». Писалась она исподволь: сперва одно опо-ведение, которое я откладывал в сторону — пусть вылежится, довольно второе и так дальше. Имел счастье, которое меня целое десятилетие не печатали, так вот мог себе позволить такую роскошь — не спешить. А когда со временем пересмотрел все те рассказы, увидел, что они образовывают определенную целость. 1 вот она себе лежала, я ощутил, что чего-то ей бракует. 1 дописал тогда первую часть — роман-преамбулу, которая, собственно, дал название целой книжке — «Дом на горе». Тем самым в произведении разлилась временная пэр-спектива, увиразнилися элементы притчи, которая проговаривает к нам не какими-то силлогизмами моральных поучений, а художественными образами, которые не нуждаются в логических комментариях».)
II. Музы — жилицы Дома-Парнаса. (Дом в романе У Шевчука олицетворяет фор-тецю нашей духовности. Он — реальное сооружение на горе возле реки Тетерев и вместе с тем — нереальная, потому что происходят здесь странные события, вычурно стирает-плитаються человеческие судьбе. Тайну Дома до конца разгадать невозможно, для этого требуется время. Недаром же автор вынашивал в сердце свое творение впро-довж продолжительного времени
Сюжет романа «учуднений» многими средствами. Здесь все имеет важное значен-ня, все несет смысловую нагрузку. Даже цвета символические (синий, серый, желтый, зеленый), тесно связанные и человеческие судьбе — как реалистические, так и условий-но фантастические.)
1. Женские образа романа. (Хотя образ Дома в Шевчука — загадочный и даже мистический, но традиция в нем реальная и неизменяемая: здесь владычествуют женщины. Они являются берегинями и продолжательницами рода. их образа реальные и будничные в отличие от образов мужчин, которые появляются здесь время от времени. их роли распределенные в этом женском царстве: от тех мужчин, которые напьются воды из женских рук, рождаются девочки, а вот мальчики рождаются от таинственных пришельцев-обольстителей. Эти пришельцы появляются здесь в подобии серой птицы, которая превращается в мужчину, а потом так же таинственно исчезает. По себе пришельцы оставляют мальчиков, призванных быть творца-мы — поэтами, художниками. Судьба их почти всегда печальная. Плодом не- обычного любви стал козопас Иван, который написал 13 напивфантастичних сказов. Творческая судьба ждет и на сына Гали, который заинтересовался Ивановыми сказами. Через мужские образа романа В. Шевчук подталкивает читателя к выводу, что природа творчества есть внеземной (даже дьявольской!) силой. В свою очередь женщины Дома убежденные, что весь мир оборачивается вокруг их помещения: «А мне временами кажется, — сказала Галя, — что мир есть на исходе на этих холмах...» Один из центральных образов — Мария Яков-На. У нее с Иваном — родственность душ, которую В. Шевчук считает одной и найдийовиших форм борьбы человека с одинокостью. Галя — второй цен-тральный персонаж повести, одна из повелительниц Дома. Галя объединяет всех, кто живет в Доме и кто поднимается на холмы. Она много читает и мудришае с летами: Галина баба — третий главный персонаж романа. Она воплощает мудрость поколений, воюет за порядок и покой в доме. Знавая все тайны Дома хочет удержать от неосмотрительных шагов и защитить Галю.)
2. иванова интерпретация Дома во взаимодействии с него жителями. ( В течение ба-гатьох лет козопас Иван (а на самом деле — толкователь человеческих душ!) тщательно изучает мир людей, записывает свои мысли к тетрадям, чтобы оставить наступление-им поколением. Как науку, как установку! Он — замечательный психолог, каждое его наблюдение за поведением людей есть черговим открытием. Для при-кладу можно взять хотя бы такой эпизод:
«Улыбнулся своей молчаливой жене и зчудувався еще с одного мимовиль-ного открытие: люди могут целый возраст прожить побич друг друга, целый возраст будут смотреть они одно на одно и будут делить хлеб, но и предположения не маты-муть, которая удивительная и неожиданная музыка звучит временами в их сердцах». Иван не остается жить на горе. Его влечет мир, ведь без соединения с миром людей творчество невозможное.)
III. Поиск душевной гармонии — как центральная проблема романа- баллады В. Шев-Чука «Дом на горе». ( В своем романе В. Шевчук утверждает идею единства всего живого, сушого на земле. Цс предусматривает необходимость для каждого нового по-колиння добывать в борьбе свой опыт познания себя и мира. В свою очередь каждое по-колиння проверяет опыт предыдущих поколений ради будущего. Или не поэтому со временем человечество мудришае? Все в романе Шевчука, как и в жизни, взаемообумов - лена и взаимосвязанное.)
Образ Дома в творчестве В. Шевчука
Комментариев нет:
Отправить комментарий