Руководящий мотив пьесы - уединение принца, воспитание ребенка вне внешнего мира - заимствованный с легенды о Варлаама и Йоасафа, своеобразной интерпретации давньосхидной легенды о жизни Будды. Эта история была чрезвычайно популярна в средневековой Европе. О популярности этого сюжета в испанской литературе свидетельствуют произведения, которые появились еще к Каль-Дерона. Цепъесилопедевеги, Енрикесуаресатаин. Они были абсолютными сюжетными аналогиями легенды
Кальдерон знал все варианты бытования этой легенды, поскольку был священником. Греческий вариант повести рассказывает о жизни царевича Йоасафа, которого отец, могущественный индийский царь Авенир, желая предотвратить пророчества гороскопа, воспитывает в дворце, в окружении хороших слуг Царевич не должен был никогда видеть горя и страданий, не мог оставить дворец, а самое главное - ему не следует было знать о существовании христианской веры. За легендой, Йоасаф со временем становится сподвижникомхристиянства.
У Кальдерона сюжет легенды приобретает другое содержание. Целиком утраченные религиозные акценты, усиливаются моральный аспект поучительное содержание! в легенде, и в пьесе Кальдерона уединение принца преследует одну цель - предотвратить осуществление астрологических пророчеств, то есть стремление победить, ИЗМЕНИТЬ судьбу, посланную небом. В обеих случаях все заканчивается поражением. И в легенде отец проявляет заботу о благополучии сына согласно своим представлениям о счастье и благосостоянии, со своими верованиями. В пьесе все наоборот. Отец приносит в жертву жизни и благополучие еи«а ради покоя и благосостояния своего народа В этом случае может идти о влиянии философии рационализма Рене Декарта, за которой обязанность перед государством и народом однозначно был высшим за личные интересы
Проявление идей этой философии наблюдается и в развязке. Принц Сехисмундо силой своего ума одолевает страсти, побеждает зле пророчества
Пьеса составляется с трех хорнад. В первой части человек бросается в один бок блужданий и жизненных ошибок, подчиняется обстоятельствам, а со временем старается освободиться от обстоятельств, существовать лишь ради себя. На этом полюсе она снова не находит гармонии. И только освободившись от власти контрастных полюсов, начинает понимать, что выжить ей поможет гармония. Таким образом, в драме Кальдерона “Жизни - это сон” изображенная модель бытия
Сон в пьесе Кальдерона, с одной стороны, является композиционным приемом, с другого - категорией и образом-символом, который предоставляет произведению глубокое философского содержания. Через образ сна обрисована недостоверность чувствительного восприятия, суетность жизни, быстротечность времени, относительность земнихцинностей.
За Кальдероном, если уже человек живой для того, чтобы страдать, то должен делать это достойно. Поэтому его называют «поэтом чести». Мир ужасный, мир вражеский человеку. Она никчемная, страдает, стонет. Ни жалости, ни помощи, ни сочувствие не найдет человек на этом миру. Почему же она должна страдать? В чем ее вина? Она в том, что человек родился несовершенной и живет на земле эгоистически ради призрачного наслаждения. Все хотят получить личное счастье, спешат, борются, ищут, а такая жизнь - безумие, ошибка. Наилучший миг в жизни, миг радости, счастье - это лишь непостоянный пузырек в луже, жестокое самообольщение
Творчество Кальдерона - не только значительный этапу развития искусства барокко. Испанский драматург приобрел широкую популярность и уверенно посев место среди классиков европейской литературы. Проверено временами утверждения о влиянии Кальдерона на другие периоды в историйлитератури. Мы уже отмечали его внесокурозви-ток поэзии российских символистов. Нужно также сказать, что постановки его пьес осуществлял Гете. Через несколько уроков, изучая творчество этого немецкого художника, мы будем говорить о заметном влиянии “ волшебного мага” Кальдерона на замысел “Фауста”. Среди европейских поэтов, которые находились под влиянием Кальдерона, нужно назвать Перси Биш Шелли, Юлиуша Словацкого, Вильгельма Кюхельбекера.
В наши дни выявлением незатухающего интереса к драматургу XVII столетие есть не только то, что постановки его произведений можно увидеть на сценах разных театров мира ( в Киеве произведение Кальдерона на театральной сцене поставил режиссер Сергей Приходько), а и желание современных поэтов по-новому переосмыслить литературные достояния прошлого
Философсько-Моральный конфликт драмы «Жизни - это сон»
Комментариев нет:
Отправить комментарий