четверг, 26 февраля 2015 г.

Навеки любовью раненый с творчисти В. Маяковского

Одна из вечных тем в литературе - тема любви - проходит через все творчество В. Маяковского. “Любовь - это сердце всего. Если оно прекратит работу, все другое отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем”, - считал поэт. Жизнь Маяковского со всеми ее радостями и неприятностями, болью, отчаянием - вся в него стихах. Произведения поэта рассказывают и о его любовь, и о том, который она была. Любовь-Страдание, любовь-муку преследовала его лирического героя. Откроем поэму “Туча в штанах” ( 1914 г.), и нас сразу, из первых строк охватывает тревожное чувство большой и страстной любви:


    Мама! Ваш сын прекрасно больной! Мама! У него пожар сердца.

Эта трагическая любовь не выдумана. Сам поэт указывает на правдивость тех переживаний, которые описаны в поэме:


    Вы думаете, это грезит малярия? Это было, было в Одессе. “Прибыл в четыре”, - сказала Мария.

Но исключительное по силе чувство приносит не радость, а страдание. И весь ужас не в том, что любовь безмолвная, а в том, что любовь вообще невозможная в этом страшном мире, где все продается и покупается. За личным, интимным просвечивает большой мир человеческих отношений, мир, вражеский любви. И этот мир, эта действительность отняли у поэта любимую, украли его любовь. И Маяковский восклицает: “Любить нельзя!” Но не любить он не мог. Прошло не больше года, и сердце снова разрывают муки любви. Эти его чувства находят отражение в поэме “ Флейта-Позвоночник”. И снова не радость любви, а отчаяние звучит со страниц поэмы:


    Версты улиц взмахами шагов мну, Куда пойду я, этот ад тая! Какому небесному Гофману выдумалась ты, проклятая?!

Обращаясь к Богу, поэт взывает: …слышишь! Забери проклятую ту, которую сделал моей любимой! О том, что и потом поэт не нашел в любви праздника, счастье, говорят другие произведения Маяковского 1916- 1917 лет. В поэме “Человек”, что звучит гимном человеку-творцу, любовь появляется в образах, которые выражают лишь страдание:


    Гремят на мне наручники, любви тысячелетия… и только боль моя острая - стою, огнем обвитый, на несгораемом костре немыслимой любви.
    В стихах, обращенных к любимому, столько страсти, нежности и вместе с тем сомнения, протеста, отчаяния и даже возражение любви: Любовь! Только в моем возбужденном мозге была ты! Глупой комедии остановите ход! Смотрите - срываю игрушки-панцири я, самый большой Дон Кихот!

В двадцатые года Маяковский пишет одну за другой поэмы “Люблю” ( 1922 г.), “ Об этом” ( 1923 г.). Поэма “Люблю” - это лирико-философское соображение о любви, о ее сущности и месте в жизни человека. Продажной любви поэт противопоставляет любовь щиру, страстную, верную, которую не могут смыть ни ссоры, ни версты. Но уже в поэме “ Об этом” лирический герой появляется перед читателями снова мятущимся, страдающим, недовольной любовью. Поэт глубоко переживает, что радости жизни его не затронули:


    В детстве, может, на самом дне, десять найду переносимых дней. А то, что другим?! Для меня бы этого! Этого нет. Видите - нет его!

Дале, обращаясь из будущего у настоящего, поэт с горечью делает замечание:


    Ø Я свое, земное, не дожил, на земле свое недолюбив.

Конечно, нельзя ставить знак равенства между лирическим героем поэмы и автором. Но то, что в поэме “ Об этом” ее лирический герой несет в себе реальные черты автора, - это несомненно, об этом говорят много деталей поэмы. Любовь поэта была сильная. Но уже в 1924 году, в стихе “Юбилейное”, в задушевной беседе с Пушкиным Маяковский с улыбкой сообщает:


    Ø Я теперь свободный от любви и от плакатов. И, оглядываясь на прошлое, поэт с едва заметной иронией говорит: Было всякое: и под окном стояния, письма, тряски нервное желе. Вот когда и горевать не в состоянии - это, Александр Сергеевич, много тяжелей… …Сердце рымами вымучь - вот и любви пришел каюк…

ЭТИ строки, разумеется, не возражают любви вообще. В стихе “Тамара и Демон”, опубликованному в феврале в следующем году, Маяковский с грустью констатировал: “Любови я заждался, мне 30 лет”. А в стихе “Прощайте” иронизирует:


    Где вы, сватьи? Поднимись, Агафья! Предлагается нареченный невиданный. Видано или, что человек с такой биографией был бы холостой и старел неизданный?!

Сердце поэта алкало любви, но любовь не приходила. “Как-нибудь один живи и грейся”, - пишет поэт в одном из стихов. Сколько горечи в этих словах, горечи, которая в полной мере выпил Маяковский. Но он не мог согласиться из любви, ее за предельностью:


    Послушайте! Ведь, если звезды зажигают - Значит - это кому-нибудь нужно? Значит - кто-то хочет, чтобы они были? Значит - это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда

Поэт не мыслит себя без любви - идет ли речь о возлюбленной или о всем человечестве


На наивысшей лирической ноте завершаются стихи “Лилечка”, “Письмо Татьяне Яковлевою”, Чувство поэта на высшей границе. Он действительно навеки раненый любовью. И рана эта незаживающая, что кровоточит. Но как бы драматически не составлялась жизнь поэта, читателя не может не потрясти сила этой любви, которая наперекор всему утверждает непобедимость жизни. Поэт имел все основания говорить:


    Если я чего написал, если чего сказал - Тому виной глаза-неба, любимой моей глазу.

Навеки любовью раненый с творчисти В. Маяковского

Комментариев нет:

Отправить комментарий