суббота, 28 февраля 2015 г.

Историческая основа поэмы «Гайдамака» III вариант

В творчестве Т. Г. Шевченко поэма «Гайдамака» занимает особое место. Это произведение, самое большой по объему из всего «Кобзаря», отличается не только вы


Сокою литературным мастерством, но и доскональной верностью исторических фактов, глубоким изучением хода событий, о которых рассказывается у поэме


Т. Г. Шевченко принял за основу сюжета «Гайдамаков» один из эпизодов Колийвщини — восстание в Украине 1768 года. Сам поэт походил из тех мест, где происходили события, итак имел возможность слышать думы и песни, воспоминания и легенды о гайдамаках. Начиная работу над поэмой, он изучал исторические работы, написанные российскими, польскими, украинскими авторами. Наконец появилось глубокое произведение, где историческая правда объединена с народным взглядом на те жестокие, кровавые времена


Герой поэмы, через восприятие которого показанные события, — сирота Ерема Галайда, наймит в кабатчика Лейби. Единое утешение в него тяжелой жизни — любимая девушка, дочь титора. Она отвечает на любовь Еремы, и жизни разворачивается так, что личное счастье героев возможное лишь через борьбу за народное счастье. Гайдамаки поднялись против конфедератов, и Ерема хочет присоединиться к ним. Любовь к своей придавленной родине, ненависть к захватчикам объединяются у Еремы с личным горем: конфедераты убили отца Оксаны, а самую девушку забрал старший для развлечения


Сюжетная линия Оксаны и Еремы дальше разворачивается на фоне величественно обрисованных картин восстания. Символической есть сцена, которая происходит в гетманской столице — Чигирине: казаки ночью освящают оружие. Кобзарь поет песни о Максиме Зализняка и гайдамаков, потом освящается оружие, православный священник произносит речь и призывает гайдамаков защитить Украину:


Не дайте матери, не дайте


В руках в палача пропадать!


Начинается большой бой против шляхты:


Горит Смела, Смилянщина


Кровью подплывает...


Черным путем запылало,


и кровь пролилась


Аж у Волынь


Т. Г. Шевченко верный исторической правде. Народный гнев сопровождается жестокостью, страшные, кровавые эпизоды идут очередью один за одним. И лирическая линия Еремы и Оксаны помогает читателю понять, что и жестокость — не естественная, что ее вызвало длинное издевательство над людьми. Оксана и Ерема находят друг друга, венчаются, но личное счастье невозможное. Ерема возвращается к гайдамаков. Свадьбы заканчивается пожарищами, поэма — самой страшной картиной. В Умани, на базаре, стоит ксендз, с ним двое мальчиков, дети предводителя гайдамаков Ґонти. Гайдамаки присягались уничтожать католиков, и вот ксендз говорит:


Гонта, Гонта!


Это твои дети


Ты нас режешь — зарезай и их:


Они католики


Гонта убивает синив. Но Шевченко не обвиняет воина, которого жестокие обстоятельства поставили перед необходимостью кровавой жертвы. Где правда, где несправедливость? Кто виновный в том что, как говорит Гонта:


Сыны мои, сыны мои!


На ту Украину


Дивитеся: вы за нее


Й я за ней гибну


Шевченко — большой поэт. И потому он отдан высокой правде. Народная война — это всегда кровь и огонь, где гибнут и правые, и виноватые. И со всей силой своего таланта Шевченко обвиняет тех, кто стал причиной народного страдания



Историческая основа поэмы «Гайдамака» III вариант

Комментариев нет:

Отправить комментарий