понедельник, 23 февраля 2015 г.

Природа и человек в «Крымских сонетах» Адама Мицкевича

Я знаю, что сонеты писали Петрарка, Шекспир. И вот мы ознакомились на уроке зарубежной литературы с сонетами Адама Мицкевича


Попав на чужую землю, наблюдая богатства чужой ему природы в окружении недругов, Адам Мицкевич сумел сохранить в воображении красоту родной земли, которая подсознательно проявляется в сущности естества лирического героя его « Крымских сонетов»:


Я так напряг слух, который вчув бы в этой земле и голос из Литвы


(«Акерманськи степи»).


К крымскому циклу вошли восемнадцать сонетов А. Мицкевича. «Крымские сонеты» — особые произведения. Особые за своим звучанием и глубиной мысли, за мелодичностью и тематическим разнообразием


Они олицетворяют внутренний порыв авторадо родной земли, от которой был силком оторванный царской охоронкою:


О мисле! Воспоминаний есть гидра молчаливая,


Что спит на дне твоим под сливами-дождями,


А в супокийну миг рвет сердце когтями


(«На верховини Тарханкут»).


Мицкевич был одиноким, несмотря на то, что его сопровождали пять спутников, потому что двое из них были служаками высших ступеней царской тайной полиции, единая присутствующая там женщина, Екатерина Собанська — возлюбленного одного из этих приспешников, еще двое — богатые одесские вельможе. Сонет о ястребе — это произведение, которое отбивает чувство автора во время пребывания в таком вражеском гурте. Это произведение Мицкевич не закончил. Но он является ключом к пониманию того позорного среды, в котором оказался польский поэт. Автор сравнивает себя с подбитой птицей, будто сливается с ястребом, ощущает страшную угрозу от пребывания во вражеской среде. Положение ястреба — это положение высланного из родной земли Мицкевича:


Несчастный ястреб! Бурые его взбили


Из неб, в чужие закинув края;


Он мокрые перья развернул свои,


На мачты севши, изнуренный, бессильный


(«Ястреб»).


Во всех сонетах Мицкевича вывод кроется в последних двух — трех строках. В последнем сонете крымского периода вывод не завершено, будто автор дает возможность читателю додумать його.


Мне кажется, что сонет « Руины замка в Балаклаве» перекликается с произведением Леси Украинки «Цари». Вероятно, в душе каждого поэта есть нотки единства с народом и ответственности за него судьбу


Мицкевич стремился побывать в Крыму. Первая поездка была непродолжительной и никак не обозначилась на творчестве поэта. А второе путешествие подарило миру замечательный цикл « Крымских сонетов».


Ярко и образно рассказывает поэт о красоте крымской ночи. Читая эти строки, пронимаешься единством человека и чарующей природы, улавливаешь даже звуки и запахи, хочешь дышать одним из поэтом воздухом и ощущать то, что ощутил он. Однако Мицкевич неотделимый от своей родной земли. И потому чары Крыма бледнеют, когда автор упоминает свою родину: Далекой Литвы природа непочатая — Топкая топь, нетронутые леса... Мне дорогие шей здесь шум сосен, звон селезенки, Чем соловьи Байдар, салгирських лукдивчата.


(«Путешественник»)


Но назначение поэта, и это ощущается в него стихах, в том, чтобы служить людям и не ломаться от бури и ненастья



Природа и человек в «Крымских сонетах» Адама Мицкевича

Комментариев нет:

Отправить комментарий