четверг, 26 февраля 2015 г.

Большое сердце маленького человека (за балладой Р. Стивенсона «Сентябрьский мед»)

Английский писатель, критик, публицист. Произведения Стивенсона романтические, преисполненные экзотики, мечтаний о счастье. Начинает писатель писать рано — уже с 15 лет выдает свою первую книгу. По болезни он поселяется на острове Самоа, и здесь вместе с аборигенами принимает участие в освободительной борьбе остров ‘ян против немецких колонизаторов. Стивенсон много путешествует, знакомится с известными художниками в свое время, создает ряд литературно-критических работ «Этюды о хорошо знакомых людей» — пишет об О. Дюма, Ж. Верна и прочие. Мировую славу Стивенсону приносит роман «Остров сокровищ» (1883), который было признано образцом приключенческой литературы


В приключенческом жанре также написанные романы «Похищенный» (1886), «Володар Баллантре» (1889). Стивенсон написал много романов, и во всех их есть то, что можно назвать стилевой особенностью автора — экзотичность, щедрый исторический колорит, осуждение несправедливости социальных отношений. Среди выдающихся литературных направлений особое место занимает романтизм, который подарил мировые произведения, преисполненные приключенческой отваги. ее героями есть смелые, свободолюбивые люди, для которых честь и любовь к родной земле — пресвятейшие и наиболее дорогие за все богатства и даже при жизни. В кризисное для Англии XIX столетие в литературе появляется целая плеяда представителей неоромантизма, в произведениях которых героями выступают уже выходцы из низов — простой народ, способный к бунту и подвигу


Роберт Льюйс Стивенсон — один из величайших писателей этого напрямую. В него произведениях исторические факты переплетаются с легендами давней Шотландии, поднимаются наилучшие черты народного характера, а захватывающие события связанные острой борьбой добра и зла. В 1875 году писатель написал известную балладу «Вересковий трунок», которую невозможно отличить от сугубо народной поэзии. В этом произведении автор возвеличуе несокрушимость простого народа, его непокоренность жестокой силе зла и насилие, преданность риднимсвятиням.


Роберт Стивенсон недаром выбрал для освещения такой темы, образ локтей — легендарных людей, которые, по перессказам, были очень малыми на рост. Поражает этот контраст маленького человека, который жил « в темрявих подземельях», и ее большого светлого сердца, которое «не испугает тортура» за отказ открыть тайну, «что клялся во веки веков беречь», и тем самым предать свой народ. Есть еще одна причина, которая побуждала к этому отказу. Это — нежелание ползать перед врагом, гордое презрение к нему, ненависть за казненных родных и друзей. И снова поражает контраст: пасмурный король, который «сеял смерть и ужас», сидя на кону, звисока приказывает пивоварам открыть тайну трунку; снизу на него смотрят плененные, маленькие, будто дети, отец с сыном. Но какие резни в них силы! В этом — еще одна из тем баллады: невозможность ела побороть добро


Именно эпизод разговора плененных локтей поражает более за все. Сначала меня ошеломила картина смертные казни сына. Мне сдалось, что это — найсильнише и найпамъятнише место в балладе. Но со временем, когда и успокоилась от первых впечатлений, то поняла, что главной есть именно га сцена, где старый пикт, «словно горобчик, цвиринькав», стараясь убедить короля в согласии на измену. Я представила, как разрывалось его сердце, когда он просил казнить собственного сына, потому что умом ощущал, что поэтому не хватит сил на сопротивление. Так жизнь ребенка стала ценой несокрушимости и достоинства целого племени. Не удивительно, что образ старика и более всего нравится и запоминается среди многих образов других произведений, с которыми я познакомилась раньше.


Баллада «Вересковий трунок» оставляет по себе необыкновенное впечатление. Сумм и отчаяние вызывают картины уничтожения пиктив, что, «будто лани», бежали от врага, а по них телах «спогорда» мчался король. Поражают маленькие, будто детские, могилки с цветущим красным вереском на них. И самая большая боль — это смертная казнь ребенка. Казалось бы, что ничего, кроме горькой грусти, эта баллада не может вызвать. Но после ее прочтения в душе остается светлый нужно, потому что она провозглашает победу добра над взлом и учит пресвятейшим чувствам: любви к родной земле и ее народу, стойкости перед врагом, чувству достоинства



Большое сердце маленького человека (за балладой Р. Стивенсона «Сентябрьский мед»)

Комментариев нет:

Отправить комментарий