Школьное произведение За повестью Г. Коцюбинского «Тени забытых предков». Тема отношений человека и природы - одна из руководящих в литературе. К нее обращались и Т. Г. Шевченко, и и. Я. Франко, и Леся Украинка, и еще много талантливых художников. И все же раскрытие темы Г. Коцюбинским имеет особый характер. Природа в него произведениях не фон, на котором разворачиваются действия, а живой участник событий. Мы хорошо помним замечательные психологизовани пейзажи в «Intermezzo», философские образа «Fata morgana». В повести «Тени забытых предков» Г. Коцюбинский подает картины жизни людей, которые отыскали свой путь и живут в гармонии с природой. Писатель точно воссоздал характер мироощущения гуцульского этноса, его философию, центральным местом которой была природа. Не лишен романтизации в изображении мира людей и природы, произведение воссоздает и реальный ход сурового жизни в горах, соревнование по природой за выживания:
- Ø «Так шла жизнь животноводческая и человеческое, что слилось вместе, как два источника в горах в один поток».
В поле зрения автора попали разрушения ґаздивств, голод, наймитування, ворогування родов (гуцульская вендетта Гутенюкив и Палийчукив). Как и в действительности, жизнь людей и природы показанное по принципу светотени. С одной стороны изображена неповторимая красота Карпат, первоначальную поэзию обрядов ( праздников-вечер, ворожение на Юрия, поховальний обряд), обычаев (колориты картины литування на горной долине). С другого - бедность, детские смерти, кровавая месть, власть атавизмов давности, постоянная борьба за выживания. И поэтическая самобытность произведения не только в экзотических пейзажах удивительного края, а в том, как жизнь природы стала частицей жизни человека, неотъемлемой чертой ее мировосприятия. Кажется, что пихта и человек здесь вырастают с одного корня, потому что ощущают одинаково и каменистую горную землю, и дыхания ветров, и жил-злю силу воды. Может, поэтому и оживает природа в человеческом воображении странными образами. И тогда появляются разные видения, совершаются легенды и сказки
Это необыкновенное единство человека и природы особенно поэтически обрисованная через восприятие малого иванка. О щезникив, нявок, русалок не то чтобы говорили во всякое время, но жили этим, верили, и этой верой возрастала душа малого Палийчука. Окружающая среда была для него продолжением сказки, которую слышал из рождения. Он был таким, как много пареньков его возраста, но вместе с тем особым - человек с богатым воображением имеет интереснее внутреннюю и внешнюю жизни. Наделенный тонкой чувствительной душой, Иван сам научился играть на флояри, будто это дано было ему от Бога. Так же он научился верно и нежно любить. Г. Коцюбинский понял, что сказка не идет от человека вместе с детством. По-новому оживает она в поверьях и обрядах, в набожном отношении к силам природы, в поэтизации работы. Довольно припомнить, как необычно ведут себя пастухи в первый день на горной долине: ватаг обходит стойще с огнем, вместе с мужчинами добывает именно живой огонь. Истинным колдовством можно назвать процесс изготовления сыра, какой «родится» в зеленой купели сыворотки. Раз по раз наталкиваемся в произведении на необыкновенные описания, художественные штрихи или детали. Вот Черемош: он то «сердито поблескивал сединой и светил под скалы нехорошим зеленым огнем», то «протягивался в долине, как серебряная нить», то, « как сытый вол», лежал в тех местах, «там, где ему твердо лежать, он скачет бешено из камня на камень». Такую многокрасочность встречаем в змалюванни всей величественной природы карпатского края. Недаром в эти описания часто вплетается мелодия коломыйки
Поэзия бытия природы и человека, между которыми ходят духи и призраки, ведет нас в мир, похожий на сказку, полный чудес, таинственный, интересный и младенчески страшноватый. Но эта романтическая сказка - высокая правда о гармонии человека и природы, о вечности жизни
Тема отношений человека и природы
Комментариев нет:
Отправить комментарий