пятница, 27 февраля 2015 г.

О. Генри — большой гуманист каменных джунглей (за новеллой «Последний листок»)

Мгновенность, остановись...


и. В. Гете


Непревзойденный, истинный мастер короткого рассказа О. Генри вошел в историю литературы на фоне бурного развития капитала и бизнеса, когда нашествие коммерциализации американского общества подавляло и истребляла в людях чувства доброты и духовности. О. Генри — псевдоним Вильяма Портера, который имел трудную судьбу, даже как-то был заключенный. Первая проба пера писателя состоялась именно в тюрьме, где он и избрал себе псевдоним. Герои произведений О. Генри — это обычные «маленькие, обычные» люди американского общества: клерки, учителе, художники, фотографы, стенографистки. Всех их писатель изображает как носителей идеи гуманизма. Эти люди живут чувствами дружбы, самопожертвования, любовью к ближнему, стремлением создавать добро, хотя они придавлены буржуазной действительностью. О. Генри в своих героях хочет развить чувство к прекрасному, нарушить их механическое движение жизни, разбудить ум, человечность, поскольку писатель жил в стране, где были созданы условия к самому большому восприятию людьми циничного прагматизма жизни. Та философия жизни для О. Генри — это старание быть прежде всего Человеком из прописной буквы, несмотря на скруту и заброшенность личного быта. В своей новелле автор использует литературный прием — противопоставление равнодушному обществу чрезвычайных, неординарных поступков отдельных людей, которые побуждают читателя к самоуважению, оптимизму, принуждают задуматься о силе и слабости своей воли


В новелле «Последний листок» писатель изображает нехитрое помещение художников и их будничная жизнь, преисполненная маленькой радости и забот. Так произошло, что художники с них романтическим восприятием действительности благодаря низким ценам на нанимаемое жилье в этом районе города, заселили почти все островерхие крыши в стиле восемнадцатого столетия, так называемые голландские мансарды. Вот в таком непритязательном помещении жилы две молодые девушки-художницы. их связывало одинаковое мировоззрение, взаимная поддержка и духовная близость. Из их окна было видно пасмурный двор и глухую стену кирпичного дома, по которой рвался плющ, цепляясь за трещины в кирпиче, оплитаючи всю поверхность здания своим пожелтелым тремтячимлистям.


Стояла глубокая осень. Именно в настоящее время одна из молодых художниц — Джонси — заболела. У девушки и так была затруднительная, бедная жизнь, и болезнь совсем ее обессилила, поэтому Джонси потеряла смысл жизни, стала равнодушной к своему существованию. Она смотрела в окно и видела пасмурное небо, снег с дождем и дрожащая пожелтелая листва старого плюща, который постепенно снимал свою осеннюю листву. В болезненном сознании девушки пылала мысль о том, что последний листок плюща — это ее последнее дыхание и что она умрет, когда упадет последнее письмо


Казалось бы, ничего уже не сделать? И возле были друзья, коллеги, такие же непритязательные к судьбе, как и она сама. Подруга больной, Сью, сделала все от нее зависимое, чтобы вырвать Джонси из когтей смерти. Она успокаивала ее, старалась отвлечь разговорами и своими действиями от грусти и тоски, уговаривала принимать лекарство и есть. И все было напрасно, на плюще оставил последний листок, с падением которого отлетит и душа Джонси.


Сосед девушек, художник Бергман, увидев что взлетел последний листок плюща, листок последней надежды Джонси, решил любой ценой спасти надежду девушки. Дождь со снегом, пронзительный ледяной ветер — а Бергман ночью, стоя на стремянке, рисует на стене свой шедевр — плющ с последним листком. Утром, когда Джонси попросила поднять штору, она увидела, что листок все еще держался. Подсознание художницы начало работать в возвратном направлении — на выздоровление. Днем пришел врач и стало очевидно, что смерть отступила, угроза жизни прошлая. Старый Бергман наконец осуществил свою мечту — создать шедевр, и не выдержал физически, он весь взмок, перемерз, заболел и через два дня умер, и его искусство спасло молодую жизнь


Так О. Генри обращает внимание «маленьких» людей на то, что американская мечта — проснуться богатым, — не стража стремления обогащения любой ценой. Потому что честные, порядочные люди уже владеют бесценными сокровищами души, и это, за моралью О. Генри, есть главным надбаннямсуспильства.



О. Генри — большой гуманист каменных джунглей (за новеллой «Последний листок»)

Комментариев нет:

Отправить комментарий