пятница, 20 февраля 2015 г.

«Изображение вульгарного человека» в рассказах А. П. Чехова


В пору самого высшего творческого расцвета Чехов пишет несколько рассказов об интеллигенции. Он бьет тревогу, предупреждая, что люди, призваны вести за собой народ, превращаются у обывателей, деградируют под влиянием среды, в которую попадают. Сильнейшим, на мой взгляд, есть рассказы «ионич» ( 1898 г.). Сюжет рассказа простой: молодой, умный человек попадает в серый, затхлый городок С. Много работает, живое пустынником, пренебрегает обывателя, с которым не о чем говорить. Интересы жителей города незначительные: вино, карты, нажива, сплетни. Проходит время, Дмитрий Старцев опускается и становится такой как и они. Казалось бы, ну что тут особого, вокруг видишь это на каждом шаге. Время меняет людей. Но страшная правда, так талантливо показанная Чеховым, открывает на многое глаза. Если человеку дано больше, чем другим, а она сама себя утопила в ежедневности и стала похожей на обывателя, то это духовная смерть. Ничего больше в жизни не остается, как есть, пить, собирать деньги неизвестно зачем, быть «живым трупом». Накопление разрушает личность, если нет внутреннего противоядия, если нет большой жизненной силы, цели жизни. Старцев мало сопротивлялся, любовь его к Туркиной тоже было мелковатое, уже тогда он в уме подсчитывал деньги, которые получит, если вступит в брак на ней. Мужики и больница уже не интересуют Старцева, он растерял все свои идеалы, вульгарность захлестнула его. Герой ненавидит и пренебрегает жизнь окружающих его обывателей, но это не мешает ему в конечном итоге и самому помножить их число


Вся история Преобразование молодого доктора Дмитрия Старцева в заплывающего жиром корыстолюбца, которого все зовут теперь только ионичем, занимает у Чехова меньше двадцати страниц. Но которых! Смолоду почти все имеют идеалы, желание принести пользу обществу, в зрелости во многих прослеживается стремления к сытости, к благополучию, к почестям и «теплым» местам. Все прикрываются пышными фразами о долге, чести, польза, но внутри у каждого, как бацилла, сидит, спрятавшись, все тот же «ионич». Чехов своему рассказом предупреждает: «Не подвергайтесь губительному влияния среды, не отдавайте своих идеалов, берегите в себе человека». Та же тема вульгарности и пользы звучит в рассказе «Крыжовник». В «Крыжовнике» символом уродливого жизни, подчиненной узкой, бессмысленной цели, становится желание героя приобрести имение, где бы рос свой крыжовник. Вся жизнь он собирал, во всем себе отвечал отказом, его жизнь была просто жалкой. Он мог унижаться через каждую копейку, но вот, в конце концов, мечта его осуществилась - он ел свои, в него усадьбе собранные ягоды, он был счастливый. Правда, они горькие. Но свои! Так разве это счастье? Разве для этого живое человек?


А. Чехов дает выразительные портретные характеристики тома и другому персонажу - постарел, располнел. Абсолютно животная жизнь, лишенная содержанию. Чехов приходит в негодование и протестует против такого образа жизни. Просто быть сытым и счастливым - этого человеку имело. Должная же быть какая-то высшая цель. Чехов каждым своим произведением говорит: « Нет, больше жить так невозможно». В рассказах «Учитель словесности», «Попрыгунья», «Человек в футляре» звучит грустная нота обиды за человека, образа за ее никчемность, приземленность и нежелание изменить жизнь. Л. Г. Толстой высоко оценил рассказ «Учитель словесности». Короткий сюжет: учитель Никитин живет в небольшом городе, работает в гимназии. Он просвещен, умный, будто бы бы счастливый, женатый на любимой женщине. Казалось бы, в него жизни все хорошо. Но вульгарность города, вульгарность безликой женщины с ее горшками, вульгарность коллег в гимназии душат Никитина. Учитель географии Ипполит иполитич ограничен, говорит только то, что всем давно известно, «что Волга впадает в Каспийское море, а кони едят овес». Он тупой, скучный, персонифицирует собой многих такого же рода учителей. Жена Никитина, Манюся, развела кувшины и горшики со сметаной, окружила его вульгарностью со всех сторон в своем маленьком уютном миру, в котором так спокойно и сладко живется Никитину. Работа в гимназии тоже кажется однообразной и утомляющей. Никитин, боясь сойти с ума, решает бежать из этот города, от жены, от вульгарности, но можно уверенно сказать, что все это только порыв, минутная вспышка. Он останется и постепенно станет другим. Чехов устами Никитина восклицает:


    «Нет ничего страшнее, обиднее вульгарности!». и снова звучит та же тема. Ведь есть иной мир! Мир, где люди создают, страдают, ошибаются, создают, составляют, мучаются… Но они живут на полную силу, а не прозябают. Только там есть жизни, где есть большая цель, где в работе люди находят удовлетворение, где человек живой не для себя, а для людей. Мне очень близкий Чехов, и я ценю его выше других классиков. И мне, вслед за Чеховым, хотелось бы повторить его слова: « Если бы каждый человек сделал на земле все, что могла, как прекрасная была бы наша земля!». Ведь так просто! Отчего же мы этого никак не поймем?

«Изображение вульгарного человека» в рассказах А. П. Чехова

Комментариев нет:

Отправить комментарий