четверг, 26 февраля 2015 г.

Раскрытие сущности злободневных проблем общественно-политического жизни в драме «Владимир»

Феофан Прокопович в 1705 году создал драму, которая приводит на раздумья и современного читателя, а кроме этого, он был истинным новатором в давний украинской литературе, потому что соединил в одном произведении комическое и трагическое, суровые принципы классицизма и традиции народных интермедий, создавши драму нового жанра — трагикомедию


Драма возвращает нас к давним временам и отображает важное событие в истории славянских народов — крещение Руси. Нам известно из истории, что это был шаг необходимый не столько с точки зрения будущего культурного и духовного развития государства, сколько из политических соображений. Приняв христианскую веру, Русь стала государством, с которым должны были считаться соседние страны, народ ее в глазах всей Европы из варварского превратился на цивилизованный


Но не так это просто было сделать — заставить отказаться большой народ от родительской веры. Введение христианства сопровождалось насильственным крещением и борьбой с ярыми язычниками


По мнению Ф. Прокоповича, путь от язычества до христианства — это отказ от чего-то устаревшего, реакционного в пользу новому, прогрессивному. В произведении противопоставляется образ Владимира как мудрого правителя и сатирические образа языческих жрецов. Таким образом, автор показал, что языческая вера исчерпала себя, что ее служители беспокоятся не столько религиозными делами, сколько своим обедом. Характерными в этом плане есть имена жрецов: Жеривил, Курояд, Пияр. Их неудовольствие новой политикой умного князя связано, прежде всего, с отсутствием тех пожертвований, к которым они привыкли:


Даде вчера единственного козла тако худая,


Тако престарилого, тако бестелесная,


Тако изнуренного, изсохша, безчестна,


Тонкая, бедствия, немощна, бескровная, бесплотная —


Есть еще ножа не приях, а смерть самохотна


Постиже його.


Конечно, нельзя было говорить о нормальном развитии государства, высший слой которой беспокоит только собственный желудок. Но это есть очевидным для нас. А Владимир, внедряя реформы, долго размышляет над ними, им овладевают сомнения, потому что, с одной стороны, язычество является верой и его родителей, а, со второго — он видит, что его жрецы выглядят рядом с греческим философом, как темнота и образованность, как материальные нужды и проявления духа


Таким образом, Ф. Прокопович талантливо показал залог общества на пороге больших реформ: не все то хорошо, к чему мы привыкли, что пришло к нам от родителей, потому что мир не стоит на месте, надо уступить местом прогресса и в своей стране. При этом большая ответственность лежит на правителе государства, который прежде чем принять решение, должен взвесить все «за» и « против». В этом отношении драма «Владимир» есть актуальной всегда.



Раскрытие сущности злободневных проблем общественно-политического жизни в драме «Владимир»

Комментариев нет:

Отправить комментарий