четверг, 26 февраля 2015 г.

Общество и личность в творчестве Николая Кулиша

Двадцатые года в жизни нашего государства были наиболее трагичный, что наложило свой отпечаток и на развитие новейшей украинской литературы. И не странный тот факт, который лишь сегодня мы открываем для себя новые имена украинских литераторов, которых было вычеркнуто с национального и культурного жизни: или расстреляно, или репрессировано. Среди них — Николай Гурович Кулиш, чье творчество заслужило высокой оценки: «талант мирового масштаба». Николай Кулиш.- «явление всемирного значения», «гениальный художник», который вывел украинскую литературу на мировую арену. Творческое наследство Г. Кулиша еще и по сей день остается малоисследованной. Чем это объясняется? Тем, что он был пророком, и в этом его трагедия. Он видел то, чего другие не могли и не хотели видеть, исповедовал красоту и добро, славил чистую человеческую душа, истинный человека, гармонию В жизни


Современному читателю известные такие пьесы Г. Кулиша, как «97», «Народный Малакий». «Мина Мазайло», «Патетичная соната», «Маклена Граса». На первый взгляд, каждая из названных пьес раскрывает свою тему, однако четыре последние пьесы тематически будто продолжают друг друга, потому что именно на страницах этих пьес возбуждается извечная тема — общество и личность, конфликт человека с обществом


Это, в сущности, наиболее трагичный тема вдоль всего литературного жизни. Вспомним славного философа Григория Савича Сковороду, которого мир ловил, но не поймал, героев романа П. Мирного «Разве ревут волы, как ясли полные?». Мавку и Лукаша из бессмертной драмы-феерии Леси Украинки «Лесная песня», Оленку Панасенко из повести А. Тесленка «Казненная жизнь» и т.п. И если в центре внимания человек и общество, то здесь всегда присутствующий сам автор, который через своих героев утверждает свое миропонимание и мироощущение


31 марта 1928 года на сцене Харьковского театра «Березиль» состоялась премьера пьесы Николая Кулиша «Народный Малахий». Поскольку правительство не удовлетворяло решения главной проблемы, автор дважды перерабатывал свое произведение. Главный герой пьесы Малахий Стаканчик. В переводе с древнееврейской Малахий означает вестник, или посланец Божий. Мог бы, казалось, спокойно жить мужчина. И спокойная жизнь не удовлетворяет его. Почтальона не удовлетворяют законы общества. Раньше он жил по этим законам. И если кто-то из современников Малахия не подчинялся законам, это было огромным событием и привлекало внимание жителей городка. Сначала и Малахий жил, как в клетке. Так и прошли наилучшие года. И теперь его душа погребуе освобождение из кандалов массового сознания. Он не боится написать письмо к совнаркому Украины, высказать открыто свою мысль. И если раньше он, Малахий, был маленьким человеком, придавленным событиями, то теперь он желает играть ответственную роль в революционных событиях… Революция для него — символ возрождения человека, символ свободы, движущая сила, которая служит причиной развития вперед. Правда, его взгляды повер


Хови, он не понимает, что действительность, которая окружает его, сложная и страшная в сути своей. В этом его трагедия. С одной стороны, вера спасла Малахия от болота общественной жизни, а из другого, он понимает, что человек, который идет против законов, обязательно должны погибнуть. Гибнет и Малахий.


Или есть выход из такого положения? Г. Кулини не дает ответа на этот вопрос. В том же 1928 годе вышла в свет пьеса «Мина Мазайло». В этой комедии Кулиш-Сатирик развенчивает безотцовщин-оборотней, которые отрекаются родного слова. И хоть автор сам определил жанр этой пьесы как комедию, однако по форме в этом произведении скрываются сложные психологические ситуации, которые имеют трагедийную нагрузку. Как и в предыдущей пьесе, в центре произведения личность, которая оказалась в запертом коле. Мокий живое среди людей, которые не понимают його.


Он делает попытку защитить себя, отстоять свою идею, однако наталкивается при этом на разные препятствия. Все действие пьесы происходит будто под неистовую музыку, когда все герои кричат, танцуют, все вокруг крутится. Они оказываются в таких ситуациях, Которые вызывают одновременно и смех и боль. Или можно осуждать Мокия? Думаю, нет. А Мину? Тоже, наверное, нет. Ведь ему нелегко. Даже вступить в брак надлежащим образом не мог. И во всем виновное его фамилия. Какой же выход?! Изменить фамилию


Довольно мастерски Г. Кулиш в пьесе «Мина Мазайло» срисовал положение человека в обществе, которое насильно навязывает ей Нормы сожительства. Пьеса была воспринята с увлечением


Наивысший взлет творчества драматурга — «Патетичная соната». Это логическое продолжение предыдущих двух пьес: усовершенствование общества и проблемы личности В нем


Главный герой Илья. Он идеалист и романтик. Влюбившись в красавицу-пианистку, предает рабочих. На него совести й гибель. Автор наделяет Илью гуманными чертами. Его гуманизм в том, что для изменения человека не обязательно использовать оружие. Илья, в отличие от Малахия, понимает, что облагороженный общества зависит от каждого человека. Когда каждый постигнет необходимость изменений, возможные, по его мнению, сдвиг в обществе. Но государству это не нужно. Она сделала человека гвинтиком в огромной государственной машине: все уровне, одинаковые, серые, объединенные чувствам массового сознания. Под давкой тоталитарной системы гибнет личность. Все, что нуждается в осмыслении, не воспринимается человеком


Если подходить к оценки проанализированных пьес именно с этой стороны, то автор не видит никаких изменений в обществе, у него нет веры. Он показывает деградацию Ильи, падение его в безодню, куда затягивает юноши всеохватывающая стихия


Стихия — это то, что существует вне нашего сознания. Эта сила подхватила Ильи и понесла его по течению. Она потеряла личность. Во всех проанализированных пьесах возбуждается, как уже говорилось, одна из найпекучиших проблем: с течением времени ничего в человеке не меняется, человечество идет к уничтожению духовных ценностей, в наших душах не остается ни капли гуманизма



Общество и личность в творчестве Николая Кулиша

Комментариев нет:

Отправить комментарий