Эпиграфом к своему реферату я взяла слова из исторического романа Лины Костенко “Маруся Чурай”. Они относятся к Марусе, определяют ее необыкновенный дар. А в моем воображении у самой Лины есть тоже что-то от Маруси Чурай.
Недавно я перечитала сборники стихов Лины Костенко, познакомилась с ее жизнью, литературной критикой на ее поэтические произведения
и вырисовался мне довольно четко образ поэтессы, известной миру. Что поражает в Лине Костенко?
Прежде всего - высокий уровень мышления. Преодоление высоты, которое стало нормой. Ее творчество - пример благородного служения поэзии. Удивляет сила характера. В ее последних сборниках никакой конъюнктуры, нет у нее стихотвореньиц - паровозиков. Она вимовчала свое право сказать: “Моего народа веточка терновая”. Думаю, что без таких людей, как Лина Костенко, все разговоры о высоком назначении поэта - только красивые слова
и еще вот что. Современная поэзия ищет новых выразительных возможностей. Стрессовый опыт человека ядерной эпохи неспивмирний с опытом ее предшественников. Никогда еще поэзия не была такой всесильной … и бессильной. Сдвинулись пласты сознания. Смещаются представления о самые формы существование материи - о времени и пространстве. Досадно то, что поэзия часто сегодня отходит от своих корней - села, от своей родословной. Не дай Бог, придет такое время, когда остановится критическое перо. В этом связи творчество Лины Костенко имеет значение принципиальное:
Голос колодца, чего же ты замолк?
Руки шелковиц, чего же вы закоченели?
В стихах поэтессы мое внимание привлекает историческая тема, историческая память. Талантливая поэтесса не сдвигает корней, понимая его значение в развитии духовности, национальной культуры. Это только ремесленник пишет о всем, а Лина - о важном:
Далекий мир, купеческая одисея
Хмельное старое вино старины
Имя Лины Костенко - как флаг нашей поэзии. Нашей литературе повезло, что есть в ней фигура, которая жизнью и творчеством утверждает благородство высших художественных принципов. В ее стихах - единство характера и слова:
Я немного зверь, и я не люблю неволи,
Я вырвусь, хотя лапу отгрызу
Как сильно сказано! Такая расплата за порывания, дерзость думать, дерзновеннисть и глубину мыслей
Мне кажется, что у понятия любовь поэтесса вкладывает новое содержание
Любовь деятельная для нее - это любовь-ненависть ко всему, что тормозит развитие духовности. Лина Костенко прокладывает свой путь сквозь болота, она - за независимость таланта:
Поэт не может быть собственностью
Это так ему уже на роде
Не соблазняйте меня гласностью,
Я вторично в ловушку не пойду
Ей хочется смотреть на мир открытыми глазами, которые не закрывает подол:
… все зависит
От человеческих зрачков -
В широких отразится вся эпоха,
В суженных - здрибовисько мелочей
Можно много еще говорить о Лине Костенко. Незабываемое впечатление взыскивают ее поэзии “Пастораль XX век”, “Судьба”, “Лес”, “Белая симфония”, “Баллада моих ночей”, “Давидови псалмы” тощо.
И о каком бы произведении мы не говорили, видим, что перед нами истинный лирик, у которого так мастерски объединяется мудрость и страсть, волшебная легкость и философская глубина, раздумья и обобщения. И все это ради человека, ради ее будущего:
Я исповедую веру,
В которой окружают нимбом не святых,
Не пророков, а просто щасливихлюдей.
Лина Костенко - это не только честный, а и бесстрашно интересный и напряженно мыслящий художник. Вот потому ей тесноватые рамки идиллии, пасторали. Она “збурунюе” эти жанры з середины
“Пастораль XX век” - так называется один из ее стихов. Три пастушки - “курносые сельские аргонавты” - нашли и разобрали граната. Взрыв…
…и несли их деды, которым не хотелось жить
Под горой стояла беременная, как поле, иметь
и кричала и иметь:
-Хоть личико его покажите…
Поэту - традиционно - предоставляются воздушные владения. Но, возможно, то, что нам кажется полетом, тоже пахота? Возможно, небо - “голубая земля”, которую ласточки срезывают, не имея плуга, своими острыми крыльями? Поэт обрабатывает свои небесные владения с селянськимсумлинням.
и в поэта должен быть свой дом
“Где вы живете?” - это, возможно, единый вопрос, который следует ставить поэту. Ведь это вопросы и об источниках, и о корнях, и о том, что держит в жизни, предоставляет снаги для полета…
Человеку может быть тесно во Вселенной, но не у себя под крышей. Дом - мир, когда это заправский дом…
Старая колокольня и до сих пор ловит гави.
Танцует цеп на ржаном токе
Ну что мне магнолии, агавы?
Я поцелую мальву в щеку, -
С мягкой улыбкой пишет Лина Костенко. И понимаешь, что ее поэтический дом крепко и надежно обжит. Ей хорошо здесь, “ над берегами вечной реки”, в борах, “таких сосонових”, в селах, это венки из янтарных луковиц украшают каждый плетень, на черниговской дороге, где
От магистрали за два метра
Вся закутанная в что есть,
Сидит бабушка, как Деметра,
В ведрах морковь продает…
Есть особенности поэтического зрения. И слуха. Когда Лина Костенко, с неизменяемой нежностью поцеловав в щеку мальву, на некоторое время оказывается в Европе, перед рассветом в модерном отеле ее будит “ какой-либо космический звук”:
А то обычный европейский дядя
Косил у нас под окнами траву
Свист селезенки, которая зризае траву, - обычный “сельский звук”, - здесь, под окном современного отеля в Европе, в самом деле может выдаться за “космический” с неожиданностями. Но я не удивилась бы, если бы, выглянувши в окно, Лина Костенко увидела не только “обычного европейского дяди”, а и цеп, который танцует на токе, и мальву… Потому что когда поэт так ощущает, любит и понимает природу, она идет за ним. У Лины Костенко свой внутренний мир. И она всюду остается верной себе
Лина Костенко взяла на себя обязанность поставить своего современника перед нормами, которое их вырабатывало человечество в течение столетий, призадуматься над сущностью собственного жизни, сосредоточиться на осознании себя сыном украинской земли. Остро, бескомпромиссно, не отступая от своих идеалов, осмысливает она в поэтических произведениях современные проблемы, связанные с духовным упадком людей. Казнит яничарство, измену, отступничество. Конечно, в связи со своей позицией поэта-патриота Лина Костенко состояла в оппозиции к официальным властям тоталитарного советского общества. Девизом этого противостояния были слова:
Художнику не надо наград,
Его судьба наградила
Когда у человека есть народ,
Тогда она уже человек
В своих поэзиях Лина Костенко видит конкретных виновников моральной и духовной деградации людей. Это - “номенклатурные дураки, бюрократы, плоские мурмила в квадратуре рам”, то есть вся советская система. За указательным порухом дирижерской палочки коммунистических идеологов появляются “мастаки приспособить шаг”, люди безынициативные, хлипкие. О них поэтесса пишет:
Тупой ремигайливки волы!
Вам заякшали душа косноязычную
Вы калабани страха развели
На все духовных магистраляхвику.
С большой тревогой Лина Костенко призывает насжити в согласии и любви. Как завещание, звучат ее слова: “Не отступиться и не положить лжу на струны”. Нельзя отрекаться высоких идеалов наших предкив, собственной культуры и языки. Проблемы языки затронуты поэтессой в нескольких ее стихах. Найдраматичнишим в поэзии “Боль единого оружия” есть то, что родной “трагическому языку” гроб ” не только враги, а и дети собственные тешут”. Таких безотцовщин многому еще и сегодня “на нашей - не чужой земле”. Названная поэзия сильная верой поэтессы в то, что дух народа и ее язык не убить никому:
Бессмертный язык! Ты смеешься горько.
Ты же в том гробу и не вместишься, к вещи
Они же глупые, они же снимали мерку
Из твоих унижений - не из твоего величия
В поэзии “Заворожи меня, волхв!” поэтессу заинтересовал вопрос, “что писал бы Шевченко в 33-37 годах?”. Конечно, что поэтесса не подвергает сомнения стойкость Шевченко, его моральный дух. Поэтому, по ее мнению, “побывавши на Косарали, побывал бы еще и на Соловках”. В поэзии автор идет за ходом истории:
Закаленный, загратований,
Прикиданный землей, снегами, кремнем,
До сих пор был бы реабилитированный
Хоть посмертно, - зато своевременно
А как же восприняли в 30-х притеснения и репрессии Косынки, Кулиша, Курбаса их современники? Молча. Промолчали несправедливость, причиненную Стусови, Свитличному, Снегирьову, Литвину, Тихому в 60-х. “ Как молчания душа уяремлю, то который же у беса я поэт”, - напоминает поэтесса себе о своей гражданской совести. И цветы от нее падали под ноги шистдесятникам в зале суда, откуда ее выводили силком советские милиционеры
Поэзия Лины Костенко предостерегает нас от потери своей исторической памяти. Особенно выразительно эта мысль звучит в ее романе в стихах “Маруся Чурай”. Образ Маруси сливается с образом Украины, которая сигнализирует через столетие: помните потомки, свою знаменитую историю, и лишь тем будете сильные и знаемые у миру
Поэзия Лины Костенко художественно осмысливает общечеловеческие стоимости, принуждает призадуматься над тем, что оставляет по себе человек. Мысли об истинных ценностях, о смысле в жизни, духовность и бездуховность затронута в стихе “Уже началось, наверное, будущее”. Здесь читаем: “Ищите улыбку Джоконди, она никогда не пройдет”. Понимая быстротечность материальных ценностей, всегда надо помнить о духовных: красоту, искусство, любовь к людям, любовь и верность родине
Бескомпромиссность - это пароль поэзии Лины Костенко. Ее поэзия - это концентрация мисли, суровость, современность. У поэтессы нет усердного упрощения словаря. Прежде всего, это пример благородного служения литературе, это строгий вкус. Характерная особенность всей поэзии Лины Костенко - человековедение в двух измерениях: Ван Гог, Екатерина ии, А. Блок, Ж. Дъарк, а со второго - отец, маты, дед
Книжки Лины Васильевны Костенко возвращают нам веру в слово. И лишний напоминать, что позиция поэта учила и учит быть верным своему таланту и призванию при любых обстоятельствах. Потому что, как пишет она в одном из стихов, - “Еще не было эпохи для поетив…”
Всем этим и дорога для нас Лина Костенко - наша современница
Бывают, может, и лучшие голоса, Но такого второго нет
Комментариев нет:
Отправить комментарий