Любовь и красота — это те бриллианты, которые он отшлифовывал из невзрачных камешков и запрятывал в вечное сокровище нашей национальной культуры
Владимир Гнатюк
Михаил Михайлович Коцюбинский — большой украинский писатель и общественный деятель, один из наиболее прогрессивных людей в свое время. Писатель-Гуманист, он занимает одно из видных, мест в истории украинской литературы. Его творчество, которое приходится на конец XIX — начало XX столетие, ярко отбивает не только глубинные социальные сдвиги в тогдашнем обществе, а и активные поиски, которыми был обозначенный литературный процесс на рубеже двохстолить.
Творчески усвоив традиции и опыт своих знаменитых предшественников, прежде всего Марка Вовчка, Афанасия Мирного и Нечуя-Левицкого, Коцюбинский ориентировался и на образце мирового писательства, в частности европейского, был чувствительным к тем новейших веяний, которые властвовали тогда в литературе. Он был в самом деле прирожденным художником, «который имеет немного другие глаза, чем вторые люди, и носит в душе солнце, которым оборачивает мелкие дождевые капли в радугу, извлекает из черной земли на мир Божий цветы, и превращает в золото черные закоулки мрака», — словно о себе писал Коцюбинский в отрывке «Паутину».
Писатель активно влиял на современное ему общественную и культурную жизни, а произведения его поражают как актуальностью поставленных в них социальных проблем, так и своим художественным совершенством. Они являются большим достижением украинской прозы. Преисполненные любви к трудовому человеку, ко всему прекрасному на земле, они еще при жизни писателя завоевали любовь и признания читателей не только Украины, а и многих других стран мира. Современники художника неслучайно подчеркивали, что одно какой-нибудь произведение Коцюбинского для характеристики того времени дает иногда столько, сколько не даст целая груда архивнихдокументив.
В произведениях Г. Коцюбинского правдиво и всесторонне отображена украинская жизнь конца XIX — начала XX столетие, показана борьба крестьянских масс на селе. Гневно разоблачая антинародный порядок, несносность тяжелого положения народа за царизма, писатель показывает упрямые поиски трудящимися путей в освободительной борьбе. Во многих своих произведениях писатель создал образа рабочих-социалистов, крестьян-демократов — « новых людей», которые выступали во главе организованной борьбы за волю
Гармоническое воплощение глубоко актуальное социально-политического содержания в яркую, утонченную форму, чрезвычайно тонкий психологический анализ — одна из найхарактерниших признаков художественного мастерства Коцюбинского
Для произведений писателя характерные также живописность, экспрессивность, динамичность языки и художественный лаконизм. Творчества Коцюбинского присущие также человечность, вера в лучше будущее, умение увидеть в жизни светлое и радостное, а не только нужду и горе
Социальное положение крестьянства, социальная неровность легли в основу сюжета многих произведений художника. Вопрос «...За что на нас звидусюди именно бедствие, самая беда?» все время возникает перед персонажами его рассказов. Г. Коцюбинский мастерски показывает положение малоземельного крестьянства в повести «На веру», подчеркивает человечность и благородство бедняков («Пъятизлотник», «Отомстил»), их неудержимое стремление к лучшему жизни, к воле («На крыльях песни», «По-людски», «Дорогой ценой»), поиск правды («Циповъяз»).
В сказке «Хо» раскрывается корни «страха человеческого», нерешительности и трусливости в общественно-политической борьбе, которые становятся на помехе общественному прогрессу, воспевает смелость, решительность и сплоченность тех « новых рыцарей», которые выступают первые
Большим творческим достижением художника есть и его новеллы. Революционные события 1905 года повлияли на творческий^-творческое-идейно-творческое развитие Коцюбинського. Они закалили его волю к борьбе, породили много литературных замыслов. Свидетельством этого являются новеллы писателя 1906-1912 лет, направленные против выступления реакции, которая проявилась во всех сферах жизни общества. Основное внимание писатель обращает на раскрытие мировоззрения у представителей разных социальных прослоек, разных социально-политических групп. Коцюбинский воссоздает широкую панораму народного жизни и общественных настроений тех лет («Смех», «Он идет!», «Неизвестный», «Persona grata», « В дороге», «Intermezzo»). Писатель изображает человека и человеческую массу в критической ситуации, в миг душевного кризиса, подвергая глубокому, чем до сих пор, психологическому и философскому анализу внутренний свитгеройв.
«Человечность, красота, народ, Украина — это любимые темы разговоров Коцюбинского, они всегда были с ним, как его сердце, мозг и знаменитые, ласковые глаза», — отмечал друг Коцюбинского, известный российский писатель Г. Горького
Часто в письмах к друзьям Г. Коцюбинский называл себя вогне - и солнцепоклонником, а в новелле «Intermezzo» писал: «Солнце! Я тебе признательный. Ты сеешь в мою душу золотой засел — кто знает, что выйдет из того семян? Может, огне?» И ступеньки вышли прекрасные: в творчестве Коцюбинского украинская классическая проза достигла своего наивысшего уровня. И все его честная и многотрудная жизни, и вся его творчество подтверждают: так, он был и навсегда останется большим Солнцепоклонником и большим Человеком
Живет в сердцах твое бессмертное слово
и к народу родного любовь,
словно звезды сеяние пурпуровое,
хоть ты от нас давно уже пошел
И с нами будешь вечно жить, жить,
как сияние солнца, как вечернее пение,
ты так любил земли своей цветы,
и так, как цветы, ты людей любил
Это строки из поэзии В. Сосюры «Памяти Коцюбинского». Его талант в самом деле розквитнув цветом необыкновенной красоты, которую заметили не только в Украине и России, айв Европе. И преждевременная смерть обернулась бессмертием его произведений, известных во всем миру
«Он служил народу своему, болиючи душой вместе с ним» (значение творчества Михаила Коцюбинского)
Комментариев нет:
Отправить комментарий