Цель урока:
1.Познакомить с исторической обстановкой и условиями, в которых задумывался и создавался роман
2. Показать трагедию поколения 30-х лет Xixвека, « эпохи безвременья»
3. Раскрыть тему, идею и содержание заголовка романа М. Ю.Лермонтова, показать связь романа с литературной традицией
4.Воспитывать у учеников уважение к истории Родины, к действиям предыдущих поколений
Тип урока:
Лекция с элементами беседы
Оборудование урока:
1. Компьютерная презентация
« Герой нашего времени»- роман М. Ю.Лермонтова
О трагедии незаурядной личности в условиях «железного» столетия
2. Текст романа « Герой нашего времени»
План урока:
1. Эпоха «безвременья» ( 30-е года XIX столетие)
2. Соображение поэта об исторических судьбах своего поколения
( « Дума» 1838год)
3. Содержание заголовка романа « Герой нашего времени»:
А) тема романа;
Б) « Странный» человек - герой рассказа;
В) идея романа
4. Композиция романа
Методы обучения:
1)эвристический;
2)проблемный
Эпиграф урока:
Грустно я смотрю на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Границ тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездеятельности состарится оно
М. Ю. Лермонтов « Дума»
1.Вступительное слово учителя
Обращаясь к портретам М. Ю.Лермонтова на, учитель вимовляе следующие слова:
- « Глазу-Врата души человеческой», - так считал поэт. Посмотрите на портреты М. Ю.Лермонтова, которые определения вы можете подобрать к выражению глаз этого человека?
- Молодцы, а мне кажется, что о глазах Лермонтова можно сказать его же словами: « Ока черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душе..».
Какой же печаль поразила душа поэта, который настолько с блеском дебютировал? Довольно сказать, что в период с 1827 по 1837 года Лермонтовым было создано свыше 300 стихов, близко 20 поэм, 6 драм, 1 незаконченный роман в прозе, начато несколько прозаичных повестей. И за все эти года, в сущности, ничего не напечатано. Требовательность к себе воистину уникальная. В 1837 году Лермонтов приступился к непосредственному осуществлению замысла романа « Герой нашего времени», что порождал и продолжает порождать постоянные споры и дискуссии о нем. Одна из старейших исследовательниц творчества Лермонтова Гернштейн э. Г., подбивая итог своим многолетним выискиваниям, приходила к выводу: « Роман Лермонтова - самое загадочное произведение российской литературы...». А может быть, это хорошо, что споры не умолкают? Возможно, так и наверное, как предполагал еще В. Г.Белинский
Вот и мы с вами приступаем до знакомства с романом. Хочется, чтобы вы приблизились к него больше глубокого прочтения и понимания, открыли для себя сложный и противоречивый мир главного героя Печорина, героя в
« удивительно блестящих глазах» которого было «что-то»
2.Объявление темы урока, его целей, запись эпиграфа урока
3.Лекция с элементами беседы
Учитель читает высказывание шефа жандармов, начальника 3 отделение Бенкендорфа о России 30-х лет
Вопрос к ученикам:
- согласны Ли вы с этой мыслью? Вспомните историю, как характеризуются 30-е года Xixвека? Почему?
( Эпоха « безвременья», что наступила вслед за разгромом восстания декабристов.)
Вопрос к ученикам:
- В полемику с этой официальной точкой зрения вступает Лермонтов. Как вы думаете, в каком произведении он выразил свое несогласие с точкой зрения Бенкендорфа?
( « Дума» 1837 год)
Ученики слушают стих в выполнении Олега Даля
Вопрос к ученикам:
- Что же говорит поэт о прошлом, о родословной нынешнего поколения? Ответ подтвердите лермонтовскими строками
- Какое настоящее этого поколения?
- Оставит ли оно нужно? Что ожидает его в будущему?
- Неужели это поколение было утеряно для России? Как вы думаете?
( Нужно вспомнить, что были Герцен, Лермонтов, Белинский)
- Вы правые, жажда действия была присущий единицам, а что ожидало поколение в « начале поприща»?
- Наверное, попытка ответить на этот вопрос и послужила толчком к написанию нового романа, замысел можно отнести к 1837 года
Ученики читают отрывок с « Предисловия».
Учитель:
-Лермонтов прямо отсылает читателя к своей « Думе» Сильная и одаренная личность Печорина вписана в эпоху « безвременья». Он будто бы пришел в роман со словами: « И царствует в душе какой-либо холод тайный, когда огонь горит в крови» Итак, как вы определили тему романа?
( Жизнь и учинки поколения 30-х лет Xixвека)
Учитель:
- Героем своего романа Лермонтов сделал человека незаурядного. Он смотрит на своего героя как на явление исключительное. Сначала роман был назван « Один из героев нашего времени». Но это название было отброшено, и закрепился другой вариант: « Герой нашего времени». Как вы думаете, почему? Какого человека можно назвать героем относительно той исторической ситуации?
( Человека, способного к действиям, к поступкам)
Учитель:
- Уже в первом разделе романа Лермонтов подчеркивает одну особенность своего героя. Как характеризует Григория Александровича Печорина Максим Максимич в главе « Бела»? Ответ подтвердите текстом
Учитель:
- Итак, Печорин - « странный» человек. Странным называет его Княжна Мэры, Вернер. Да и сам герой не раз сознается в своих чудностях. Прочитайте его признание Максимови Максимичу, что позволяет понять, почему он остыл к Беле?
- Вспомните, с которыми «странными» людьми в российской литературе мы уже встречались?
( Чацкий, Онегин)
- Вы правые, создавая образ Печорина, Лермонтов опирался на определенную литературную традицию
В чем странность этих героев?
( В своем развитии эти герои шагнули дальше большинства своих современников)
- Мы видим, что « странный» человек Печорин - человек с незаурядными задатками, т. е ему данное больше, чем другим, ограниченный рамками
« железного» столетия. Сможет ли он реализовать себя, найти свое место в жизни? Как вы думаете?
Вопрос кучащимся.
- Прибегло ли ему найти себя в любви к Беле?
- Остался ли он с Максимом Максимовичем?
- Принес ли он счастье Вере?
- Что он сделал с «гнездом» мирных контрабандистов?
- На что обреченно Печорин?
( одиночество, непонимание)
- Это или не трагедия для человека? И какую же идею выразил автор в романе?
( ученике записывают вывод)
Учитель:
- Оборотный внимание на то, как композиция романа помогает автору раскрыть эту идею. Представьте, что вам должен быть знакомство с совсем незнакомым для вас человеком. Из чего вы начнете?
- Будучи проникновенным психологом, Лермонтов свой рассказ о Печорине начинает с воспоминаний о нем Максим Максимича ( « Бела»). Потом о своей случайной встрече с героем рассказывает офицер-рассказчик (« Максим Максимич», « Предисловие» к « Журналу»). И в конце концов, рассказ целиком переходит в руки самого героя ( « Тамань», « Княжна Мэры», « Фаталист»)
Такая композиция отбивает «порванность» жизнь героя, отсутствие в ней единое объединяющего начала, большой цели
Герой нашего времени - роман М. Ю. Лермонтова о трагедии незаурядной личности в условиях «железного» столетия
Комментариев нет:
Отправить комментарий