пятница, 10 апреля 2015 г.

Разные мотивы преступных учинкив Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой (2 вариант)

Роман Ф. Достоевского "Преступление и наказание" был написан в один из найщасливиших лет в жизни писателя. В 1866 году он отыскал свое родственное счастье и создал произведение, которое принесло ему признание среди читательской аудитории. Беря к внимание тему романа, кажется, что в этом факте скрытое какое-то несоответствие. Ведь счастье и страдание, рождение семьи и убийство тяжело соединить. Если внимательно проследить биографию Ф. Достоевского, становится понятной эта заинтересованность психологией убийцы и раскрытие негативных явлений реальной действительности. Дело в том, что Федор Достоевский был членом кружка петрашевцив, которые усматривали будущее России в народной революции, в вооруженной борьбе против самодержавия


В апреле 1849 года петрашевцив арештували. Шестьдесят из них репрессировали. За приговором военного суда 21 подсудного, среди них и Ф. Достоевского, должны были казнить. Только тогда, стоя на Семенивському плаца и ожидая расстрела, писатель ощутил дыхание смерти и понял: нет, это не тот путь, которым человечество придет к счастью. Чуть позже он скажет: "... от наивысшей гармонии полностью отказываюсь, не караулит она слезинки хотя бы одного только замученного дитяти". Вместо того писатель предлагает другой путь — божий, христианский — примирение и прощение. Эти жизненные коллизии нашли отображение в романе и воплотились в двух образах — преступника Раскольникова, который считал убийство другого человека своеобразным ритуалом очищения общества, и несчастной проститутки Сони Мармеладовой, которая стала символом жертвенного страдания, несправедливости, жестокого мироздания


Из позиций морали Раскольников и Мармеладова были преступниками, поскольку нарушили определенные человеческие законы. Каждый из них осознавал свою вину, только по-своему. Раскольников считал, что он сделал совершенно верно — довел себе, что может перейти границу, которую перейти не коженздатен.


Больше того, ему давало наслаждение осознания своей неуязвимости. Он постоянно намекает окружающим на какую-то тайну, но до конца приоткрывается лишь Сони? Почему? Сон на неправедный путь подтолкнули обстоятельства. Свою "работу" Соня воспринимала как своеобразная обязанность. Она должна была помогать семье, несмотря на то, что семья вытолкала ее. Пьяный отец забирал на бутылку последние деньги. Екатерина Ивановна долго жалела неродную дочь, но деньги брала постоянно. Сон была своеобразным донором — и материальным, и духовным, при этом для себя она ничего не просила. Отдавала, сколько могла, отдавала все, что могла


Это очень тонко ощущал Раскольников. И вот в чем парадокс. Этот идеалист, утопист, который построил антигуманную теорию преступления, тянулся именно к искренней душе. Он очень противился, когда то самое старалась сделать Дуня. Раскольников отказался от помощи сестры, поскольку ощущал, что сам во всем виновный. Это он, а не кто другой должен был достичь успеха. Он имел хотя бы работать. Но к тому времени единой его работой было "мыслить". Помним, как смеялась Настя, когда услышала это впервые от Раскольникова. Если бы она знала, к которым следствий привело это "мышление", она бы испугалась и заплакала


Наконец Соня и спасла Раскольникова. Точнее, даже не Соня, а ее дух милосердия, самопожертвования, христианского смирения. Не каждый из тех, кто каждый день ходил в церкви, мог бы жить и действовать так, как это делала эта слабая, маленькая девушка. Казалось бы, откуда у нее взялись силы, для того, чтобы тянуть на протяжении очень длительного времени всех этих грешников? Описывая внешность Сони, Достоевский постоянно обращает внимание на ее боязливость, несмиливисть и даже запуганность. Беспомощность ее, боязливость, покорность перед всеми и каждым подчеркивается сравнением ее с ребенком: она боится " как маленький ребенок ", " почти похожая на девочку ", и даже улыбается, как дети


За всих этим условий, внешней слабости и беззащитности, Соня принесла себя в жертву близким, заплатив страшной ценой, отдавши свое тело и душу на порчу. Удивительно, что ее духовную силу смог оценить не кто другой, как Свидригайлов: "... София Семеновна! Живите и много живите, всем другим сможете понадобиться", — говорит он ей во время последней встречи. Сила Софии состоит в безграничной любви к близким. Недаром Раскольников, который сначала считал, что для Сони "справедливее, тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо главой в воду и вместе покончить", только посмотревши в ее глаза, понял позднее, "что значили для нее эти бедные, маленькие дети-сироты и эта напивбезумна Екатерина Ивановна". Она и на него смотрит с " каким-то ненасытным сочувствием". И наконец "их воскресила любовь, сердце одного мало безграничные источники жизни для сердца другого".


Не сразу Раскольников смог притронуться до этого животворного источника. Даже на каторге он отнюдь не может понять, почему окружающие его преступники, насильники, убийцы "так полюбилисоню". Ему странным казалось, что они так подчеркнуто почтенно относятся к "матушке Софии Семеновны", которую называли "иметь ты наша, нежная, болезненная" и "даже ходили в нее лечиться". Он не видел и не желал видеть то, что находили в ней "клейменные каторжники", для которых именно через свою большую любовь она была заместительницей, поэтому и называли они ее "матушкой", так, как обращаются в народе к Богородице. Для него она вечная Соня, символ "всего страдания человечества", которому он кланялся во время одного со своих визитов. В трагедии ее судьбы он находит оправдание своим действиям. Его правоту должна признать Соня, тогда перед ним откроется путь. Именно поэтому он ее избрал очень давно, чтобы сказать, кто убил Лизавету. Именно поэтому он подчеркивает, что пришел не для того, чтобы извиниться. Только Соня могла убедить Раскольникова прийти к полиции и рассказать о преступлении. Это объясняется логикой всего романа. Мармеладов, что был на дне общества и морально погиб уже давно, обращается к Раскольникова: "... пожалеет нас тот, кто всех пожалел и кто всех и вся понимал, он единый, он судья". Раскольников взял на себя право решать человеческие судьбе, избрал не усмирение, как Соня, а "власть над всем муравейником", поэтому за это жестоко заплатил разрывом связей со всем обществом и родными. Раскольников считал себя Наполеоном, для которого человеческая жизнь ничего не значила. И только тогда, когда он встретился с Соней, он понял, что любое утверждение своей правды приводит к преступлению. Вера в непохибнисть собственных идей способна уничтожить все человечество. Только любовь может противостоять этому — и любовь не ко всему человечества в целом, а к отдельному человеку. Только через любовь лежит путь Раскольникова к искупления, только любовь способна возродить его к новому жизни и возвратить в лоно человечества


Ф. Достоевский доказывает, что только смирением, жертвенным любовью можно спастись самому и спасти кого-то. Только на каторге Раскольников постиг суть своего преступления и покаялся: он примирился с Богом и осознал свой грех. В Раскольникова зворотнього пути к преступлению нет. Господняя любовь воскресила його.



Разные мотивы преступных учинкив Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой (2 вариант)

Комментариев нет:

Отправить комментарий