Однако глубокий психологизм романа - всестороннее раскрытие характеров определяет основное назначение пейзажа как средства художественного отображения внутреннего мира персонажей. В отношении к природе проявляется настоящая, глубинная суть людской натуры
Например, мы отмечаем лирический взгляд на природу путешествующего офицера, которого умиляет «среди этого мертвого сна природы фырканья утомленной почтовой тройки и неравное побрякивание колокольчика» и завораживают «волшебные картины» восточной природы. Совсем другой - опытный, немного утомленный - взгляд у Максима Максимича. По цьомуе в споре о погоде первый видит в этом «мертвом сне природы» предвестие завтрашнего солнца, второй же верно делает замечание черную тучу и кровавую полосу на солнце, которые предвещают дождь
Раскрытие образа Печорина также происходит не только в противопоставлении «людин - общество», но и «человек - природа», «естественный человек» - «людин цивилизации».
К первому типу относятся Казбич, Азамат, Бела, контрабандисты, отчасти Максим Максимич. В романе подчеркивается простота натуры, наивность мировосприятия этих персонажей: «...Отдаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми...»
Изображение « естественных персонажей дается в сопоставлении с естественными образами. Например, глазу Бели сравниваются с глазами горной серны; кавказцы - с горными реками. Казбич, « будто бы кошка», нападает на отца Бели. Душевная чистота Бели подчеркивает тем, что вокруг ее могилы разрастаются кусты белой акации бузины. Девушка - контрабандистка появляется в обиде «русалки», « ундины». Янко изображается на фоне стихии: он «не боится ни моря, ни ветров, ни тумана...».
Основная черта всех этих героев - врожденная способность сливаться с природой, ощущать себя ее частью. «... В сердцах простых чувства красоты и величия природы, сильнее, живее в сто крат, чем у нас, восхищенных рассказчиках на словах и на бумаге», - справедливо отмечает рассказчик в повести «Бела». Эти люди могут подвергать испытанию «невольное битье сердца» от вида естественных картин, в отличие от людей цивилизованных, которых «просто прекрасное не трогает».
До этого второго - «цивилизованному» - типа персонажей принадлежит Грушницкий, Вернер, Мэре, Вера, Вулич. Именно к Грушницкому отношении к прекрасному. Обобщенной противоположностью среде «естественных» людей выступает в романе далекое от природы «водное общество». Не случайно в повести «Княжна Мэры» почти исчезают развернутые описания природы, которые появляются только в экспозиции и в связи с Печориним. В самом названии «водное общество» относительно, что приехала на лечение знати протягивает авторская ирония. Подобное определение подошло бы скорее кругу « честных контрабандистов», что живут по законам водной стихии
Во взаимодействии из каждой из этих групп персонажей раскрывается сложный противоречивый Характерпечорина.
С одной стороны, герой пишет в своем дневнике: «Какая бы неприятность не лежала на сердце, которое бы беспокойство не томило мысль, все в минуту рассеется; на душе станет легко, усталость тела победит тревогу ума. Нет женского взгляда, которого бы я не забыл увидев кудрявых гор, озаренных южным солнцем...»
«...Я люблю скакать на горячем кону по высокой траве против пустынного ветра...» - так точно и емко выражает Печорин свое тайное желание, описывая идеальный залог своей души
Однако это полное слияние с природой окажется недосягаемым для лермонтовского героя. Страстность, горячность, отвага, готовность к риску, присущий «естественному» человеку, причудливо соединяются в нем с постоянным самоанализом, скептицизмом, холодностью внешнего обращения «цивилизованной» личности. Индивидуализм мешает Печорину полностью раствориться В природе
Аналогичная идея и в финале «Княжны Мэры», где Печорин «скучает, и томиться от скуки, как не влеки его тенистый трать, как не свети ему мирное солнце; он ходит себе целый день по прибрежному песку...»
В отношении к природе раскрывается еще одно противоречие главного героя лермонтовского романа: соединение в нем характеров «завоевателя», что хочет «подчинять себе все...», и «созерцателя», что умеет самозабвенно любоваться красами природы
Созерцательный тип личности проявляется в Печорине, когда он любуется «немного времени из окна на голубое небо, засеянное разорванными облачками», наслаждается «чудесным видом из трех сторон» из квартиры в Пятигорске. Естественные картины побуждают его к лирическим и философским соображениями: «Воздух чистый и свежий, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо синее - чего бы, кажется, больше? Зачем тут страсти, желание, сожаления?..»
Можно также заметить, что пейзаж в произведении Лермонтова часто используется как внешняя иллюстрация внутренних противоречий главного персонажа. Например, рассказчик при встречи с Печориним в повести «Максим Максимич» отмечает контраст между « прекрасным утром» и грустным взглядом героя. Таким образом, картины природы в романе перерастают из простого изображения места действия в сложный «пейзаж души» героя, успешно заменяя развернутое психологическое описание. Одним из наиболее ярких примеров - путь Печорина к месту дуэли Сгрушницким.
В конце концов, пейзаж у «Героя нашего времени» определяет тональность рассказа и объясняет поступки персонажей. Например, вспоминание об очень жарком дне создает тон в эпизоде нападения Казбича на Белу: стремительное нападение Казбича - выстрел Печорина - разбойничий удар кинжалом
Итак, в произведении Лермонтова «Герой нашего времени» характеры героев изображаются не только через раскрытие их взаимоотношении с обществом, но и в контексте с природой. Можно выделить следующие функции пейзажа в этом произведении: создание фона изображаемых событий, средство раскрытия характеров, образ создания тональности рассказа и косвенного выражения авторских оценок
Язык романа отличается точностью в употреблении слова, простотой построения фразы. Лермонтов не употребляет ни архаизмов, ни славянизмов. Вконец редко он прибегает к иностранному речи и местным словам, и только тогда, когда это необходимо для характеристики тех или других героев: представителей светского общества, Максима Максимича, горцев. Каждое слово Лермонтова метко и выразительно. Эпитеты и сравнения не усложняют описаний, а лишь оживляют их, делают поэтически выразительными
Мастерски владея интонацией, Лермонтов самым порядком речи искусно передает разные настроения. Язык служит прекрасным средством характеристики героев романа. Каждому из героев романа присущий определенные особенности речи. Так, речь Максима Максимича по своему словарю и синтаксису представляет собой образец разговорного речи малообразованного офицера, проведшего длинная жизнь на Кавказе, в глухой прочности. Отсюда у Максима Максимича «военные» слова и повороты: « Так-С точно...»; «Девки и молодые ребята становятся в две шеренги» и т.п.; временами срываются с него языки грубоватые слова, будто бы «косматый дьявол», «морда у него была самая разбойничья», характерные разговорные повороты: «животики надорвешь от смеха», «наделал он (Печорин) мне забот, не тем будь помянут».
Речь Грушницкого отбивает его страсть к « пышным фразам», кдекламации.
Язык Печорина прекрасно характеризует его сложную, противоречивую натуру. Склонность к соображениям, рассудочность Печорина хорошо выражена в него точных афоризмах. Наоборот, речь его приобретает образный и картинный характер, становится поэтической, когда он говорит о природе, которая горячо любит
Язык романа «Герой нашего времени» сыграл большую роль в развитии российского литературного языка. Опираясь на богатства народного языка, Лермонтов использовал достижение стиха и прозы пушкинской эпохи. Сближая литературный язык с живой устной речью в зарисовках бытовых сцен, Лермонтов при изображении душевного жизни своих героев применяет слова, выражение и построение фразы, присущий публицистическим, научным статьям. Таким путем он расширяет рамки языки художественной прозы
Лирический взгляд на природу в романе «Герой нашего времени»
Комментариев нет:
Отправить комментарий