Дале О. Кобилянська, часто удаваясь к змалювання природы, показывает ее в разные поры года в связях с человеком, ее настроениями. Вот зимний пейзаж: «Было зимой и именно в мъясници. Поля и толока лежали покрытые грубым слоем снега, и изо дня в день обсеивало солнце своим зола-тистоъчервоним светом поверхность, восклицало луду, хрустальное мерцание на ней и заставлял глаз искать за темной точкой, на которой оно отдохнуло бы…» (II, 17). Бесспорно, это один из лучших пейзажных этюдов «Земля зимой». В нем умело схвачено целое колористичне впечатление, но согласно человеческому восприятию делается ударение на одной руководящей краске
По-настоящему оживают краски природы, когда среди нее появляется человек работы в пожилой солнечный день: «Вокруг бурдея гордилась влити на широких тех пространствах, которые где-то аж ген на краю соединялись с голубым небом, наилучшая пшеница, баюкалось в ритмических, кротких движениях высокая золотая рожь, а здесь и там бежали зеленые пряди клевера, осыпанные розовым ароматным цветом, и белели нивы мелкой гречки. Пивмили заносило от них медовым запахом и притягивало насилу букашку к себе…» (II, 28). Эта картина отбивает не просто зрительное впечатление, а быстрее настроение ивоничиной души, который радуется щедротами своих полей. Палитра живописных красок здесь особенно богатая.’
На природу писательница смотрит не только глазами ху-дожника-живописца, но и музыки. Поэтому в «Земли», как и во многих предыдущих произведениях, при изображении природы часто находим звуковые ассоциации, музыкальное восприятие окружающего мира, которое переплетается с живописным. Так, в частности, писательница рисует пышную картину весны, где живописные и музыкальные ассоциации выступают в полной гармонии с художественным замыслом, с настроением лирической души Михаила, который находится среди природы, своих нив. «Бренчание пчел творив здесь, в тишини, своеобразную пренежную музыку, которая переводилась воздухом пристально-ройными волнами из места на место, обходя разве безцветные пряди земли… Нежная, едва замитна музыка имела в себе что-то сонливого…» (II, 52). В «Земли» природа обрисована в движении, побежалости тонов и красок, цвета передаются через глаголы: «лес, у писательницы,- темнелся», «ростинка зеленелась», «месяц
Залил светом», «поле серебрилось, золотилось» и т.п. Такое словесно-образное змалювання природы в движении всегда больше привлекает внимание, сильнее действует на чувство
Писательница широко вводит в повесть обиды и картины символического плана, которые содействуют более глубокому раскрытию авторского замысла, идеи. Такими есть, в частности, и персонификации природы. Символические картины, зъявища будто опережают ход событий. Вот хоть бы такая. На свадьбе, как известно, Михаил пригласил Анну потанцевать. «Она подняла руки, чтобы представить их ему, и в той волне умолкла музыка. Громким вскриком урвалась одна струна, и все остановилось на месте» (II, 26). Для девушки это была плохая примета. И она возбуждена после того, как «не зиткнувшися, развелись две руки», как осталась одинокой
Применяет она в «Земли» и художественные приемы, которые были очень характерны для драматургии Г. Метерлинка, когда так вводит к повести некоторые персонажи, что они, видимые и знаемые читателю, остаются неизвестными и невидимыми поэтому, с кем разговаривают. Так, в частности, построенная картина, в которой Мария позднего зимнего вечера, когда на дворе вилы вьюга, слышит неузнанный голос человека, а со временем узнает от нее о вбивцю Михаила. Но если в аналогично построенных картинах у Метерлинка голос неузнанного лица имеет мистическую подоснову, то в О. Кобилянськой картина построена в реалистическом (пусть кое-что и таинственному) ключи, и психологически она мотивирована. В подобных случаях, как справедливо заметил народный артист В. Василько, писательница жертвует внешней достоверностью ради глубокой психологической правды
Широко задуманная повесть «Земля» требовала от писательницы эпического образа изображения. Такой образ давал возможность наиболее полно и объективно передать отображаемые события и явления действительности в широких и разностороних связях персонажей. Поэтому в повести, кроме непосредственного воспроизведения действительности (диалоги, внутренние монологи и т.п.), большая роль принадлежит описанию и авторскому рассказу, которые представляют крепкий сплав. При помощи авторского рассказа писательница дополняет то, что не могут сказать герои, полнее и глубже мотивирует развитие характеров и т.п. О. Кобилянська будто все время сопроводит персонажей, рассказывая об их поступках, внутренней жизни не как пассивный наблюдатель, а как человек, который глубоко взволнована судьбой героев, болит душой за них. Отсюда ее манера рассказа часто похоже на монологическую речь, которая адресована к воображаемому читателю. Вследствие этого создается тесный контакт между автором, героем и читателем
и Повесть «Земля» - наивысшее творческое достижение писательницы ‘. Если раньше («Битва», «Банк рустикальний», «На полях») она показывала разрушение крестьянского хозяйства, патриархальных оснований под влиянием внешних сил, которые шли с капиталистического города - от промышленника, ростовщика, государственных учреждений, которые действовали заодно,- то в «Земли» писательница сумела проникнуть в типичные социальные процессы, которые зарождались и происходили в самом селе конца XIX - начала XX столетие. Не случайно подобные явления крестьянского жизни нашли отображение и в повести Б. Гринченко «Под тихими вербами». Правильно осмыслила писательница проблему власти земли над крестьянином в условиях буржуазного мира, срисовала жизнь крестьян в него типичных и разных связях, в художественно убедительной и высокохудожественной форме
Неправильную, из декадентских позиций оценку творчества О. Кобилянськой в целом, повести «Земля» в частности, давали и «молодомузивци», О. Луцкий и Б. Лепкий, которые в начале XX столетие многому печатали статей в чешской периодике. Они представляли О. Кобилянську « ницшеан-творю», певцом чистого искусства
Так же и. Франко убедительно опровергнул декадентские «художественные установки» львовских « молодому-зивцив» и их старание представить О. Кобилянську зачинателем, «маркантною ласточкой» нового « литературного направления», путем которого, дескать, и пошли они, «молодо-музивци». В статье «Манифест «Молодой музы» и. Франко обращается к ним с такими вопросами: «…что Вам к Кобилянськой? Чего вы научились от нее? Которых идей набрались?» И дальше отвечает: « Как известно, Кобилянська охотно рисует тип женщины, которая бунтуеться против устойчивой традиции и таким или другим образом завоевывает себе право на свобидне жизнь. Где у вас такие типы, и вообще как вы рисуете женщину? Увидим сие в скором времени, и уже теперь можно сказать, что Кобилянська имела бы полное право выпросить себе у вас то, чтобы вы не идентифицировали себя с ней»’. Положительную оценку творчества О. Кобилянськой в целом, повести «Земля» в частности, находим и в других обзорных статьях и. Франко2. А в 1905 году по просьбе проф. В. Ягича (он был главой комиссии по назначению литературной стипендии, которую просила О. Кобилянська как писательница и со временем получила) и. Франко написал подробную характеристику творчества О. Кобилянськой. Эта характеристика в основном совпадает с мыслями критика, который их он высказывал раньше. Об «Земле» здесь и. Франко писал: «Величайшим с ее произведений есть, бесспорно, большой роман «Земля», напечатанный 1902 года в «Литературно-научном вестнике». В нем Кобилянська в самом деле якнайповнише оказала черты своего таланта, но и, по моему мнению, достигла его границ. Концепция романа задумана тонко и хорошо изложена, персонаже произведения очерченные четко, и хоть, изображая события, писательница не выходит за узкие пределы одного села, чтобы дать широкую картину культурного уровня буковинского народа, и все же целость пронизана таким эмоциональным настроением, что это предоставляет «Земле» особого чару. Писательницы по поводу обрисованных ею картин жизни буковинских крестьян можно сделать некоторые упреки относительно глубины и точности ее художественного видения. И все же нужно признать, что это жизни никогда раньше не было отображено теплее, поетичнише и своериднише… Среди украинских писательниц она не имеет соперниц в жанре новеллы и романа, а ее роман «Земля», кроме литературной и языковой стоимости, будет иметь продолжительное значение еще и как документ образа мышления нашего народа во время настоящего трудного тяжелого времени» .
Змалювання природы в произведении «Земля» (О. Кобилянська)
Комментариев нет:
Отправить комментарий