В 1859 г. вышел в свет роман и. А. Гончарова «Обломов», справедливо полагает вершиной творчества писателя, и впервые на всю Россию прозвучало слово «обломовщина». Глубокое содержание этого нового понятия открыло читателям Г. Добролюбов в статье «Что такое обломощина?». Говоря в своей статье о новизне романа Гончарова, Добролюбов сопоставил образ Обломов с многими предыдущими героями российской литературы: Онегин, Печорин, Рудина, Бельтовим. Все они носили в себе, в своей психологии, в обиде мысли, а, главное, в образе жизни черты « обломовщины». Новым был не сам Обломов, а то, что такой герой оказался в центре внимания. Черты, раньше отображенные в характере Онегина, Печорина и др как второстепенные, теперь выдвинулись на первый план. И хотя все эти герои - натуры сильные, люди с высокими и благородными стремлениями, « над всеми этими лицами тяготеет одна и та же обломовщина».
Эта черта, не будучи главной, определяющей, глубоко запрятанная в психологии упомянутых героев, хотя именно обломовщина - причина их безалаберщины, их неприспособленности к жизни и всех других бед. «Довольно вероятно, - писал Добролюбов, - что за других условий жизни, в другом обществе они нашли бы себе какое-нибудь занятие … Дело в том, что в них всех одна общая черта - бесплодное стремление к деятельности, сознание, которое из них много могло бы выйти, но не выйдет ничего ». И это найправильнише определение « обломовщины». В Гончарова она оказалась в центре изображения, и сам автор неоднократно вводит это понятие в кульминационных местах рассказа. Впервые это слово выходит из уст Штольца Андрея, как ответ на идиллическую картину жизни, нарисованную Обломовим: «- Это … (Штольц призадумался и искал, как назвать эту жизнь).
Некоторая … обломовщина, - сказал он наконец ». Андрей Иванович Штольц противопоставлен в романе Обломова. сначала он мыслился Гончаровим как положительный герой, достойный антипод Обломова. Автор мечтал, что со временем много «Штольц появится под российскими именами». Он старался соединить в Штольц немецкое трудолюбие, бережливость и пунктуальность с российской мечтательностью и мягкостью, с философичними раздумьями о высоком назначении человека. Отец в Штольца - деловитый бюргер, а маты - россиянка дворянка. Но синтеза немецкой практической и российской душевной широты в Гончарова не вышло. В Штольц ум преобладает над сердцем. Это натура рациональная, подчиняются логического контроля даже самые интимные чувства, и с недоверием относится к поэзии свободных чувств и страстей. Конечно, в Штольца есть много хороших качеств, которые выгодно отличают его от Обломова. Он деятельный и энергичный, это «человек действия». Умеет идти к своей цели, «отважно шагая через все препятствия». Правда, не было в нем той отваги, которая позволила бы ему, закрывши глаза, стремглав, прыгнуть через безодню. Нет, он сначала хорошенько вимирюв безодню «и если нет верного средства одолеть, он отойдет, что бы там о нем не говорили».
Очень точно подмечено здесь Гончаровим отсутствие в Штольца воображения и вдохновения, его бескрылости. Как и Обломов, он добрый и честный, но вместе с тем сильный и рассудительный. Штольц весь поглощенный своими делами, в которых видит единый смысл жизни. Но для чего и во имя он работать? Вот этого-то он и не знает. Впрочем, Обломова Штольц отвечает так: « Для самой работы, больше нет для чего. Работа - образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере, моей. Вот ты выгнал работу из жизни, на что она похожая? »Гончаров проникновенно отобразил в обиде Штольца буржуазного дельца, предпринимателя и приобретателя, чужого высоким духовным порывов и лишенного общественных идеалов, для которого работа не имеет морального смысла и служит только средством беспрерывного обогащения. Итак, Штольц как своего рода «положительный герой», как противовес Обломова, явным образом не состоялся
и это ощущал сам автор, который заметил, что образ этот «слабый, бледный» и что «из него слишком голо выглядывает идея». Осуждая и отбрасывая Обломова, Штольц и сам в себе носит элементы обломовщины. Потому что отсутствие высокой цели в жизни обескриливает ее, превращая человеческое существование все в ту же беспросветную обломовщины
Андрей Штольц как«человек действия (За романом и. А. Гончарова «Обломов»)
Комментариев нет:
Отправить комментарий