воскресенье, 19 апреля 2015 г.

Противоречивость образа Фауста

Гете писал философскую драму «Фауст» почти всю жизнь: первые очерки появились до 1773 года, а последние сцены закончены летом 1831 года, за полгода к смерти. За этот период в Европе состоялась Большая Французская революция, видшумили наполеоновские войны, революция 1830 года. Менялись и взгляды самого Гете. Место и время действия драмы условные, то есть лишенные точных исторических примет, а Фауст - образ, построенный на обобщенных чертах, присущий людям вообще, в любую эпоху. В самом начале драмы, в «Прологе на небах», начинается спор о человеке, о содержании ее существования. По мнению Рафаэля. человек - существо незначительное, беспомощная, жалкая, все ее домогательство на познание мира - сплошная заносчивость:


    Я вижу лишь одни мученья человека. Смешной божок земди, всегда, во всех веках Чудак такой же вон, как был в начале века! Господь противопоставляет Рафаэлю свою веру у людей: Пока еще во мраке вон блуждает, Но истины лучом вон будет озарен; Сажая деревцо, садовник уже знает. Какой цветок и плод получит уже вон.

Он выделяет из всех Фауста, считая, что тот сможет преодолеть свои заблуждения, поэтому дает Рафаэлю возможность подвергнуть испытанию ученого. Таким образом, в «Прологе» не только обозначенный основной конфликт драмы, но и намеченная его оптимистичная развязка. При этом учтенная не только двойственность натуры каждого человека (особенно - Фауста, который идет впереди своего поколения). Учтено и то, что борьба с дьяволом будет нелегкой. Фауст будет постигать истину, преодолевая большие соблазны


В первой сцене мы видим кабинет ученого, который разочаровался в своей науке. Она не приблизила его к познанию истины. Фауст старается найти ее с помощью магии. Но - тоже тщетно. Появление Рафаэля углубляет сомнения героя. Он с радостью хватается за возможность удовлетворить жажду знаний. Фауст, как истинный ученый, ставит эксперимент над собственной душой. И попытка любви, попытка начать жизнь сначала - часть этого эксперимента. Здесь оказывается аморальность Фауста - он готов ставить опыты и над душой другого человека, невинного и чистой девушки. Кроме того, прельстив Маргариту с помощью Рафаэля, Фауст становится виновником гибели ее брата и смерти матери. Фауст бросает Маргариту в наитяжелейший момент ее жизни, когда она ожидает ребенка. И вещь не только в том, что он перекладывает всю ответственность за судьбу ребенка на ее плече, но и в том, что Маргарита, которая родила дитя без мужчины, страдает от отсталости и нетерпимости окружения. Фауст приходит за ней в темницу, но уже не может спасти молодую женщину. Маргарита самая хочет испытать наказание. Раскаяние, пусть недлинное, чувствует и сам Фауст. Его експериментпровалився.


Во второй части драмы Фауст вступает в брак с Прекрасной Єленою, через которую когда-то вспыхнула Троянская война. Но и эта попытка не прибегла: подобно к икара, который взлетел к солнцу, гибнет их сын, а Єлена становится неясным призраком и исчезает


Фауст старается изменить окружающий мир. Под него руководством люди осушают часть моря, чтобы свести новый город. Но и здесь реалист Гете показывает, как во имя блага разрушен мирный уют двух стариков. Гете разоблачает девясила очень многих преобразователей: бедному слепцу Фаусту кажется, что люди закладывают фундамент дамбы, а на самом деле - лемуры роют ему могилу. Но утомленный старый герой все-таки находит счастье. Он находит его в борьбе, в непрестанности усилий:


    Лишь тот достоишь жизни и свободы, Кто каждый день идет за них на бой! Всю жизнь в борьбе суровой, непрерывной Дитя, и муж, и старец пусть ведет, Чтоб я увидел в блеске силы дивной Свободный край, свободный мой народ!

и тогда миг следует остановить: жаль только - цель недосягаемая. Рафаэль так и не выиграл свой спор за душа Фауста. Потому что Бог открыл ему высшую нравственность - борьбу за общее благо, и это прозрение равносильное спасению души


Но одна из главнейших проблем драмы, как и раньше, есть актуальной: проблема ответственности ученого перед обществом за свои эксперименты. Столетия, которое прошло, полное жестоких примеров: Хиросима, наша чернобыльская трагедия, затраты химической промышленности - пестициды. Ученые обязаны помнить о людях, об их бедствиях и радостях и не заставлять страдать других, как Фауст, который решил, что ученому и магу все разрешено. Но его вечное дерзание, возражение соблазна покоя и благосостояния, беспрерывная работа во имя достойные наследование и признательной памяти


Человеку свойственно любить. А любовь - это венец любви. Просто любви рядового человека проходит незаметно для окружения, а любовь неординарной личности олицетворяет вечность и бессмертие. Итак естественно, что любовь Йоганна Вольфганга Гете не прошла незаметно, а вылилось у творчества


А поскольку трагедия «Фауст» создавалась на протяжении продолжительного времени, то ее автор переживал в эти года много потрясений, он находил и отрекался, любил и страдал. И неизвестно, существовала ли бы самая трагедия, если бы ее автор не пережил первого любви к Кетхен Шенкопф и отречение его ради спасения личной свободы, если бы не было в него жизни новой вспышки жизнелюбия, которое проснулось в любви к дочери сельского пастора Фредерика Брион - и бегства от нее; если бы не было в него жизни бракосочетания с юной Христианою Вульпиус, которая стала матерью его сына


Итак, история с Маргаритой в трагедии «Фауст» - это исповедь юношества. Вся своя жизнь Гете считал, что «… венцом природы является любовь. Только через любовь приближаются к нее». На этой основе разворачиваются поиски Фаустом наивысшего мига, на этой основе вызревают его совести относительно выхода из вечного запертого кола:


    Я рвусь от жажды, и в наслаждении я жажды алкаю.

Маргарита стала для Фауста олицетворением того счастливого мига, о котором он мечтал. Она - символ молодости и красоты, простоты и целомудрия, чувствительности и нежности. Однако она не наделена интуицией самосохранения и потому обречена на гибель. И хотя образ Маргариты обобщающий, однако ему присущий психологическая утонченность и жертвенность


Или любил Фауст Маргариту? Наверное, нет. И хотя ее гибель для него является духовным опустошением, хотя он готовый ее спасать, Маргарита в него жизни была лишь мгновенностью, поникшей бледной тенью. И спасать ее от самого себя Фауст не может


    Гете создал Маргариту выразительной и трагической, чувство ее обострены, ведь она причастная и к отравлению матери, и к убийству брата, и к смертные казни своего ребенка. Поэтому она сходит с ума. Даже небо смилостивилось над ней. Маргарита ощутила, что Рафаэль является врагом: Сквозь маску увидела она Моего ума скрытое могущество.

Но это же можно сказать и о Фаусте, в холодном взгляде которого Маргарита увидела обреченность любви. Эта любовь земная. Но Фауст был в состоянии на любовь мистическое: погружаясь за границы пространства и времени, выхватывает среди античных героев обиды Париса и прекрасной Гелени. Гелена оказалась для Фаурта недосягаемой, как самая красота


Его страдание за Геленой другие - он хочет недосягаемого. И хотя о Гелене он говорит: « Кто взнав ее - без нее жить не может!» - однако едва ли эти чувства можно назвать любовью. И даже появление Евфориана - сына Фауста и Гелени - становится феерическим видением, похожим на сон. А истинная любовь, которой олицетворяла Маргарита, способное на прощение. И в уже другом миру она польется навстречу Фаусту так, как когда-то, - зновщаслива.



Противоречивость образа Фауста

Комментариев нет:

Отправить комментарий