Особенно интересная вторая поэма « троянского цикла» - «Одиссея», которую можно назвать энциклопедией древнегреческих мифов и сказаний. Если главным героем «илиади» есть непобедимый воин, который ставит честь и славу высшая жизнь, в «Одиссей» идеал принципиально меняется. Ее героя, Одиссея, отличает, прежде всего, ловкость, умение найти выход из любой ситуации. Здесь мы попадаемся в иной мир, уже не в мир военных подвигов, а в мир купеческих путешествий, который характеризует эпоху греческой колонизации
Содержанием «Одиссей» есть возвращения героев из Троянской войны. Сказ начинается на десятом годе блужданий главного героя. Гнев Посейдона до сих пор не позволял герою вернуться на родную итаку, где хозяйнують женихи, которые соперничают через руку его жены Пенелопи. Юный сын Одиссея Телемах едет в поисках вестей об отце. Тем временем Одиссей, которого удерживала его к той поры при себе нимфа Калипсо, достигает напивлегендарной страны феакив. Там в своем длинном и чрезвычайно цветистом сказе он описывает собственные приключения с момента отплытия из-под Трои (среди другого - путешествие в мир мертвых). Феаки отвозят его на итаку. Под видом нищего он поворачивается в свой дворец, посвящает Телемаха в план уничтожения женихов и, воспользовавшись соревнованием в стрельбе из лука, убивает их. Легендарные элементы сказа о морских странствиях, которые существовали длительное время в фольклорной традиции, воспоминания о древних временах и них обычаи, «новеллистический» мотив мужчины, который поворачивается домой в последний момент, когда дома угрожает опасность, а также интересы и представления современной Гомеру эпохи колонизации были использованы для изложения и развития троянского мифа
Гротескно изображаются у Гомера его олимпийские боги. Поэт склоняется перед ними, всячески их идеализирует, воплощая в их образах силу Судьбы, мощь естественных стихий и свое представление о физической красе человека
«илиада» и «Одиссея» имеют множество общих черт как в композиции, так и в идеологической направленности. Характерными есть организация сюжета вокруг центрального образа; небольшая временная длина сказа; построение фабулы независимо от хронологической последовательности событий; посвята пропорциональных по объему отрезков текста важным для развития действия моментам; контрастность сцен, которые идут одна за одной; развитие фабулы путем создания сложных ситуаций, которые замедляют развитие действия, а потом блестящая развязка этих ситуаций; насыщенность первой части действия эпизодичными мотивами и интенсификация основной линии в конце ее развития; столкновение главных противостоящих сил только в конце рассказа (Ахилл - Гектор, Одиссей - женехи); использование метафор, сравнений. В эпической картине мира Гомер зафиксировал самые важные моменты человеческого бытия, все богатство реальности, в которой живое человек. Важным элементом этой реальности есть боги; они постоянно присутствующие в мире людей, влияют на их поступки и судьбы. Хотя они и бессмертные, но своим поведением и переживаниями напоминают людей, и уподобление это поднимает и будто освящает все, что свойственно человеку. Гуманизация мифов является отличной чертой эпопей Гомера: он подчеркивает важность переживаний отдельного человека, возбуждает сочувствие к страданию и слабости, пробуждает уважение к работе, не принимает жестокости и мести, возвеличивает жизнь и драматизирует смерть (прославляя, однако, смерть за отчизну).
Влияние Гомера на мировую культуру огромный. Он был авторитетом для античных философов и остается источником для изучения мировоззрения древних греков. За него текстами историки изучают «гомеривську Грецию», то есть быт и обычаи, социальную организацию и материальную культуру докласичной Эллады. Он надышал античных скульпторов (Фидия, Поликлета, Лисиппа и др.) на создание образов, которые служат каноном красоты и совершенства человеческого тела
Главная ценность гомеривського эпоса в том, что он не представляет собой ни исторический документ, ни изложение канонических мифов. Наверное, прежде всего, самое сказочное (но не поучительный^-поучительно-поучительное-поучительное-примитивно-поучительное) сделало поэмы чрезвычайно зрелыми художественными произведениями, окрашенными индивидуальным авторским талантом. Поэтому их можно не только изучать с научной точки зрения, но и читать как полноценную литературу, без скидок на «детство человечества».
Содержание «Одиссей» и возвращение героев из Троянской войны
Комментариев нет:
Отправить комментарий