Екатерина - главная героиня, жена Тихона, невестка Кабана. Образ К. - самое важное открытие Островского - открытие рожденного патриархальным миром сильного народного характера с чувством лица, которое просыпается. В сюжете пьесы К. - протагонист, Кабан - антагонист в трагическом конфликте. Их отношения в пьесе не бытовая вражда свекрови и невестки, их судьбы выразили столкновение двух исторических эпох, которые и определяет трагедийный характерконфликту.
Автору важно показать истоки характера героини, для чего в экспозиции наперекор специфике драматического рода дается многоречивый рассказ К. о жизни в девичестве. Здесь нарисованный идеальный вариант патриархальных отношений и патриархального мира вообще. Главный мотив ее рассказа - мотив всепронизы-вающей взаимной любви : "Я жила, ни о чем не грустила, точно птичка на воле, который хочу, бывало, то и делаю".
Но это была "воля", что абсолютно не вступала у противоречия с вековым замкнутым жизненным, весь вокруг которого ограниченный домашней работой устройством, а поскольку К. - девушка из богатой купеческой семьи, - это рукоделие, шитво золотом по бархату; поскольку работает она вместе с путешественниками, то, скорее всего, речь идет о вышивках для храма. Это рассказ о миру, в котором человеку не приходит в голову противопоставить себя общему, поскольку он еще и не отделяет себя от этой общности. Именно поэтому здесь нет насилия и принуждения
Идиллическая гармония патриархального семейного жизни( возможно, именно результат детских ее впечатлений, которые навсегда остались в душе) для К. - безусловный моральный идеал. Но она живет в эпоху, когда самый дух этой морали - гармония между отдельным человеком и моральными представлениями среды - исчез и окостенела форма держится на насилии и примусе. Чуткая К. улавливает это в своей семейной жизни в доме Кабановых.
Выслушавши рассказ о жизни невестки до замужества, Варвара(сестра Тихона) изумленно выкрикивает: "И ведь и у нас то же самое". "И здесь все будто из-под неволи", - упускает К., и в этом для нее главная драма
Для всей концепции пьесы очень важно, что именно здесь, в душе целиком "калиновской" по воспитанию и моральным представлением женщины, рождается новое отношение к миру, новое чувство, еще неясное самой героине : "...Что-то со мной нехорошо делается, чудо некоторое!. Что-то во мне такое необык-новенное. Точно я снова жить начинаю, или уже и не знаю". Этс грустное чувство, которое К. не может, конечно, объяснить рационалистически, - чувство лица, которое просыпается
В душе героини оно, естественно согласно всему слогу понятий и сферы жизни купеческой жены, приобретает формы индивиду-альной, личной любви. В К. рождается и растет страсть, но это страсть крайне вдохновенная, бесконечно далекая от бездумного стремления к сокровенной радости. Любовь К., что проснулась, воспринимает как страшный, несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушения морального долга, моральные заповеди патриархального мира для К. полнолуния первозданного смысла
Она всей душой хочет быть чистой и безупречной, ее моральная требовательность к себе не допускает компромисса. Уже осознавши свою любовь к Борису, она изо всех сил опирается ей, но не находит опоры в этой борьбе: "точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне нет за что". И действительно, вокруг нее все уже мертвая форма. Для К. же форма и ритуал сами по себе не имеют значения - ей нужна самая суть человеческих отношений, которые когда-то одеваются цимритуалом.
Именно поэтому ей неприятно кланяться в ноги отъезжающему Тихону и она отказывается вить на ганку, как этого ждут от нее охранники обычаев. Не только внешние формы домашнего обихода, но даже и молитва делается ей недоступная, как только она ощутила над собой власть грешной страсти. Не прав был Н. А. Добролюбов, который утверждал, что К. скучные сделались молитвы. Наоборот, религиозные настроения К. усиливаются в меру нарастания ее душевной грозы
Но именно несоответствие между ее греховному внутренним состоянием и тем, чего требуют от нее религиозные заповеди, и не дает ей молиться, как раньше: слишком далекая К. от ханжеского разрыва между внешним выполнением обрядов и жизненной практикой. При ее высокой нравственности такой компромисс невозможный. Она ощущает страх перед собой, перед стремлением к воле, которое выросло в ней, неразделимо слилось в ее сознании с любовью : " Конечно, не дай Бог этому произойти! А уже когда очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой
В окно выброшусь, в Волгу брошусь. Не хочу здесь жить, так не залога, хотя ты меня режь!
К. отдалили замуж молодой, судьбу ее решила семья, и она принимает это как целиком естественная, обычная вещь. Она входит в семью Кабановых, готова любить и уважать свекровь(" Для меня, мамочка, все равно, что родной иметь, что ты.". - говорит она Кабану в I действия, а врать она не умеет), заранее ожидая, что мужчина будет над ней господином, но и ее опорой, и защитой. Но Тихон не годится на роль главы патриархальной семьи, и К. говорит о своей к нему любви: "Мне жаль он очень"! И в борьбе с незаконной любовью к Борису К.
Несмотря на ее попытки, не удается спертися на Тихона
"Гроза" - не "трагедия любви", а быстрее "трагедия совести". Когда падения состоялось, К. больше не отступает, не жалеет себя, ничего не хочет скрывать, говоря Борису: "Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я человеческого суда"! Сознание греха не оставляет ее в момент захвата счастьем и с огромной силой овладевает ее, когда счастье закончилось. К. раскаивается всенародно без надежды на извинение, и именно полное отсутствие надежды толкает ее на самоубийство, грех еще наиболее тяжелый : " Все равно уже душу свою я ведь потеряла".
Не отказ Бориса взять ее с собой в Кяхту, а полная невозможность примирить свою любовь к нему с требованиями совести и физическую сразу к домашней тюрьме, к неволе убивает К.
Для объяснения характера К. важное не мотивирование(за любовь именно к Борису осудила К. радикальная критика), а свободное волеизъявление, то, что она неожиданно и необъяснимо для себя наперекор собственным представлением о морали и порядке полюбилась в Борисе не "функцию"( как это полагается в патриархальном мире, где она должна любить не лицо конкретного человека, а именно "функцию": отца, мужчины, свекровь и т. д.), а другую, никак не связанный с ней человека
и чем необъяснимее ее влечение к Борису, тем яснее, что дело в самый раз в этом свободном, непредусмотренном произволе индивидуального чувства. А оно-то и есть признак пробуждения личного начала в этой душе, все моральные принципы которой определены патриархальной моралью. Гибель К. поэтому решенная заведомо и необратима, как бы не повели себя люди, от которых она зависит : ни ее самосознание, ни весь ее жизненное устройство не позволяют личному чувству, которое проснулось в ней, утилитися в бытовые формы. К.
Гроза характеристика образа Екатерины
Комментариев нет:
Отправить комментарий