Вопрос о вечном в человеческой душе, заявленное выше, дало бы возможность учителю перейти на третьем уроке к разговору о человеческой личности в контексте времени, истории на основе поэзий «Жизнь идет и все без корректур» и «Уже началось, наверное, будущее…» Вдумаемся вместе с учениками, которые соединяет эти два стиха? После ученических раздумий излагаем нашу мысль: в первую очередь - чувство ответственности человека перед обществом. Второе - единство временной цепи вчера - сегодня - завтра, в центре которого человек. Третье - зориеитованисть человеческого «Я» на высокую духовность в жизни и творчестве, на несуетное и непереходное. Оба стихи звучат как предостережения - « как напишешь, так уже и будет…» Помни, человек: жизнь не имеет черновиков
Напрашивается аналогия с поэзией В. Симоненко «Ты знаешь, что ты человек». Подумаем вместе с учениками над содержанием строк В. Симоненко «и жить спешить надо.., гляди же, не проспи…» и Лины Костенко: «А мы живые, нам надо спешить сделать что-то, оставить по себе…» Эти проблемы должны быть опорными в определении пафоса поэзии такого направления и одновременно могут стать темой разговора о роли людской личности в общественной жизни. А продолжение разговора можем активизировать строками поэзии «Уже началось, наверное, будущее»: «Не променяйте неповторимое на сто эрзацев в себе». Предметом для отдельного разговора могла бы стать заключительная мысль стиха: «Пусть хрупкие пальцы этики тронут вам сердце и уста».
Как проецируются эти слова на жизнь каждого? В чем состоит самоценность человеческого жизни, отдельной индивидуальности? Как фраза «Любите травинку и животного» соотносится с жизнью человека в нашу эпоху? Это весь вопрос для дискуссии, которая может быть проведена на основе философской лирики Лины Костенко, чье сердце болит тревогами мира. Отдельным предметом в процессе формирования ученических суждений о судьбе народа в общественно-историческом прогрессе следует выделить поэзию «Цавет танем!» Учитель может начать работу над этому произведением из короткого раздумья, предусматривая дальше активизацию ученических знаний рядышком вопросов. Короткое вступительное слово может иметь такой акцент
«Цавет танем!» - это фраза, произнесенная по-армянски, стала известной во всех концах нашей земли после большой трагедии, которая выпала на судьбу армянского народа после землетрясения. «Твоя боль бэру на себя» - высокогуманные слова, это знак времена, потому что все братские народы да и весь мир бросился на помощь несчастной земле. Именно эта ситуация оказала могущественное общечеловеческое чувство милосердия, сопереживание, активной доброты, которые вылились в минуту всеобщего единения вокруг человеческой беды. Эта фраза стала названием одной из поэзий Лины Костенко, которая вошла в школьную программу. И сначала попробуем сосредоточить внимание учеников на той драме, которая вызвала горячий отклик в человеческих душах. Нам кажется, что детям надо предложить вопрос, которые бы выводили их мысль за границы отдельного факта, учили их от определенной ситуации переходить к аналогиям, а дальше - к обобщениям. Приблизительная ориентация для учителя может быть такой. Что знают ученики об истории Армении? Что могут сказать о культуре этого народа? Или судьба лишь армянского народа родила этот стих? Что дало возможность автору подняться над отдельным фактом? Могут ли выпускники провести аналогию между драмой армянского народа и украинского в историческом, культурному-культурном-языково-культурному аспектах? Ощущают ли ученики подтекст этой поэзии? Какие ассоциации, которые мысли вызывают нижеследующие строки:
- Бредут, бредут изгнанники… бредут бездомные люди… А Ни крыши же, ни приюта,- букварь им на уме! их топчут сытые кони, звенят чужие стремена, А буквы прорастают в легенды и постные.
Как понимаю метафору, на которой выстроенная мысль: «… те буковки армянские выводят, как стебли, и слезами поливают, и буквы принялись»? Почему Лина Костенко активно послуговуеться приемом повтора («А ветер, ветер, ветер!..»; «Бредут, бредут изгнанники…»). Какого эффекта достигает этим автор?
Собственно, именно через категорию памяти можно перекинуть мостик к тому массиву поэзий Лины Костенко, о котором шло на первых уроках (проблема «человек и война»). Таким образом, подчеркнем полифоническое, многопроблемное звучание лирики Лины Костенко. Имело бы место на уроке коротенькое, возможно, даже поэтическое представление С. Капутикян, армянской поэтессы, чистого и мужественного голоса души народа, кому Лина Костенко и посвятила эту поэзию
‘ Считаем необходимым пусть коротко остановиться на проблеме «художник и общество», которой ее видит Лина Костенко. Общепризнанный тезис о категории боли как один из могущественных импульсов поэзии, сформулированная еще Л. Первомайским («Стих начинается не из прописной буквы, а из большой боли, которая и не смеришь…»), расширяются Линой Костенко за рахунок. категории совести - вечного фактора творчества, которое передается в наследство от старшего поколения мастеров к тем, кто приходит им на смену. Это же раздумье поэтессы - «Ты, незглибима совесть мастеров, тебе не страшно навигаций Леты…» - это и дань мудримъпопередникам, и засторога современникам, и кодекс для себя самой, выверенный меркой вечной работа, как судьбы, которую самая себе выбрала:
- Я - жница поденная. Тяжелая моя низа. За целую жизнь я не выжму ее.
Жажда громадянськости - движущая и определяющая сила поэзии Лины Костенко, который объединяет в себе правечную ответственность художника за судьбу и счастье народа с - уникально личностным ощущением своей генеалогии. Между приведенными выше строками из раннего сборника « Странствия сердца» и мучительно выстраданным определением своего «Я»- «моего народа веточка терновая» («Сад нетающих скульптур») - дистанция, длиннее двух десятилетий. И если припомнить, какими сложными и неблагоприятными для творческой личности эти лета удалились, то достойной удивления видится последовательность Лины Костенко - человека и художника, которая свое гражданское кредо определила еще в начале поэтической тропы, будто предусматривая ту неволю сердца, ума и слова, которая ей и ее единомышленникам судилась надолго:
- Не избегай в пути круговорота Пусть руки закалятся твои, Потому что придется плавать и против, и поперек стремительного течения…
Или улавливаете вы общее между любовью лирической героини и любовью Маруси Чурай?
Комментариев нет:
Отправить комментарий